Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
главное социальное противоречие между крестьянством и феодальной системой оставалось непреходящим. Достаточно было возникнуть в стране острой социально-политической ситуации в связи с началом первой крестьянской войны и политическими событиями того времени, как Марийский край оказался втянутым в новую полосу довольно длительной антифеодальной войны.
Поражение в этой войне усилило тягу марийских крестьян к массовым побегам от податей и произвола в Закамье на вольные башкирские земли. Обнищание и побеги марийских крестьян из тягла приняли такие угрожающие размеры, что само правительство в 1626 г. дало наказ царевококшайскому воеводе Воронову строго «смотрети над головою стрелецким и над подьячими и над толмачами и над приставами, и над всякими русскими людьми, и беречи того накрепко, чтоб они черемисы не обидели и посулов и поминков с них не имали и насильства им не чинили». Грамота 1627 г. наказывала писать в ясак лишь тех крестьян, которые «в двадцать лет и больше», но не подростков, как это, видимо, сплошь и рядом практиковалось на местах: «... за по-смешно бы и малых ребят в ясах писати не велели ... чтоб впредь ясачные люди не разбежались» и далее — «чтоб тем черемисы не ожесточить и не разогнать». Однако любые попытки царской администрации приостановить поток стихийной крестьянской миграции на восток оказались тщетными. В Закамье, в тогдашнем Уфимском уезде, скапливалась все большая масса беглых марийских крестьян. Но это уже тема следующей главы данной монографии.
В тесной связи с характеристикой социально-экономической истории марийцев дофеодального и раннефеодального периодов следует рассматривать вопрос об историческом типе этнической общности марийцев на пути их развития от общинно-родового строя к феодальной организации общества периода закрепления в составе Русского государства. Историография этого вопроса очень кратка и, к сожалению, оставляет желать лучшего в смысле теоретических посылок и убедительного изложения основных выводов.
Среди современных историков данной проблемы господствует убеждение, что к концу I тыс. н. э. «древние марийцы выступают на исторической арене под именем черемис уже как оформившаяся в основном народность. Одной из важнейших составных частей процесса складывания народности явилось формирование единого марийского языка», а также и некоторых общих черт в культуре, отличающих марийцев от их поволжских и прикамских соседей. Г. А. Архипов стремится обосновать этот тезис ссылками на археологический материал, в частности тем, что «все могильники IX—XI вв. как на Ветлуге, так и на Вятке, дают одинаковые комплексы вещей, различие заключается лишь в процентном соотношении тех или иных типов». Но такое заключение, может быть справедливое в отношении материальной культуры, не находит себе полного соответствия с выводом, сделанным лингвистами: «Современные марийские диалекты образовались в результате расщепления единого языка. Конечно, какие-то диалектные различия в древнемарийском языке существовали, но они не были похожими на современные. Отделение левобережных марийцев от правобережных является одной из главных причин раскола древнемарийского языка. В течение некоторого исторического периода образовавшиеся таким образом диалекты, сохраняя от своего общего предка отдельные черты (в частности, словоизменительные суффиксы), которые свидетельствуют об их родстве, развивались вполне самостоятельно... В марийском языке рассмотренные выше фонетические процессы особенно интенсивно развивались с конца I тыс. до XV—XVI вв.». Налицо, таким образом, известное противоречие между взглядами историков и лингвистов. Правда, в книге Л. П. Грузова сделана оговорка, что язык древней марийской народности, представлявшей собой «этническое и культурное единство в течение 5—6 столетий» (примерно с III—IV по