Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
Несмотря на такую разницу естественно географических условий и разбросанность населения на большой территории, есть все основания считать описанные местности одним этнографическим районом, тем более, если взглянуть на него под углом зрения этнографической специфики здешних марийцев.
Выдающийся лингвист прошлого столетия М. Веске на материалах говора и традиционного костюма очень убедительно обосновал историческую общность западных марийцев — горных и луговых (ардинско-руткинских и ветлужских). Приведем его мнение о действительном распространении горномарийского наречия: «Горное наречие распространяется далеко на запад черемисского края на луговой стороне Волги. Точно так, как на горной стороне Козьмодемьянского и Васильсурского уездов, говорят черемисы во всей к северу от Волги расположенной части Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, в Макарьевском уезде Нижегородской губеркии и в трех деревнях Яранского уезда Вятской губернии, лежащих на границе Макарьевского и Козьмодемьянского уездов и в одной деревне Чебоксарского уезда, лежащей на границе Козьмодемьянского уезда. Незначительная разница в произношении нескольких слов в языке этих пограничных деревень далеко еще не дает повода причислять их к какому-либо другому говору»4.
Аналогичного мнения придерживался К. С. Рябин-ский, ссылавшийся также на предания заволжских ар-динских марийцев о том, что их предки пришли на левобережье «с горной волжской стороны»6.
М. Веске указывал и на то, что границы горномарийского наречия очень точно совпадают с границами распространения женского головного убора типа щарпан и с границами преимущественного общения здешнего марийского населения по линии брачных связей6. По нашим собственным наблюдениям, ветлужские марийцы (с Б. Юронга), несмотря на их территориальную разобщенность с другими группами мари и преобладающие культурные связи с окружающими русскими, сохранили много черт, роднящих их именно с горными марийцами. Это и старинные женские рубахи, по покрою, материалу и орнаментации ничем не отличающиеся от гориомарий-ских, и сходный головной убор — шарпан и нашмак, и такие же украшения. Любопытно, что когда ветлужские марийцы в прошлом веке стали переходить к ношению русской одежды, ревнители старины охотно покупали одежду и головные уборы у горных марийцев, особенно вышитые вещи и пояса7.
Письменные документы XVII—XVIII вв. подтверждают значительные «земляческие» связи западных марийцев Горной и Луговой (ветлужско-руткинско-ардин-ской) стороны. Так, в царском указе 1647 г. упоминается Козьмодемьянская черемиса, «которые в Нижегородцком уезде в бортных ухожах преж сего ходили и ныне ходят»8, а по данным 1682 г., поступают в казну на Нижнем Новгороде медвяные сборы «...и с черемис Ниже-городцкого, и Кузмодемьянского и Чебоксарского и Курмышского уездов, с нижегородцких с бортных ухо-жаев», видимо, в Ветлужско-Унжинском междуречье9. Согласно первой генеральной переписи 1718—1722 гг. в состав обширной Ахпарысовой сотни, основным массивом лежащей на Горной стороне, входила д. Арда в глубине лесов Луговой стороны 10. По актам Генерального межевания конца XVIII в., «дача села Христорождест-венского Малая Арда тож» (включая Б. и М. Рутку) Луговой стороны, простиравшаяся вдоль «рек Волги, Ветлуги, старого ее течения, речки Кобылки на левых, и по обеим сторонам речек: Ерыкша, Шошема, Тагаше-вой, Арды Кучмуши, Рутки, Вишкаря, Ноли...» и других, была определена в совместное владение ардинско-рут-кинских и горных марийцев Ахпарусовой, Алдышевой, Аказиной и Теняковой волостей и.
Наконец, все население левобережной части Козьмо-демьянско-Ветлужского района с давних пор, а особенно в первой половине XIX в.12 и в пореформенный период 13 в хозяйственном (промыслово-торговом) отношении тяготело главным образом к Волжской артерии и ее торгово-промышленным центрам.