Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
писала в отчете правительству: «Местное население не столько занимается земледельческим трудом, сколько при обилии лесов в районе Козьмодемьянского уезда, промышленным, — лесными заработками и отхожими промыслами в низовья Волги»32. Но данная оценка относилась скорее к русским, чем к марийцам, которые основы благосостояния отдельного домохозяйства усматривали все-таки в земледелии.
Будучи в большей степени, чем русские, связаны с сельским хозяйством, марийцы старались держать больше скота, особенно лошадей, имея которых даже в минимальном количестве можно было надеяться на некоторый сторонний заработок (марийский крестьянин не имел склонности уходить на далекие промыслы, предпочитая приискивать дополнительный заработок в ближайшей округе). Поэтому у малосостоятельных в целом марийцев рабочего скота было больше, чем у русских, а число безлошадных марийских дворов достигало восьми с небольшим процентов, против 28,6% безлошадных русских дворов33.
Этнографический интерес представляют данные различных источников о системе земледелия, существовавшей в Козь'модемьян'око-Ветлужском районе в конце XIX в. Лесопольная система, сочетавшая обычное трехполье с перелогом, сохранялась только в заволжских марийских волостях — Ардинской и Тойдаковской. Они применялась на дальних полях, остававшихся обычно без органических удобрений. «Эти полосы остаются в залежи обыкновенно 3—4—5 лет, но иногда и 10 лет — до тех пор, пока на них появится лесная заросль (бе-резник); тогда их распахивают... и, сняв два хлеба — озимь и ярь, снова запускают в залежь на указанный период времени» 34.
Но повсеместно господствующим все-таки было паро-плодосменное трехполье с попеременно удобряемыми и неудобряемыми полосами. Так как в Козьмодемьянской уезде благополучней обстояло дело с кормами и было больше скота, чем в соседних уездах, местное население имело обыкновение вносить навозное удобрение не только под озимь, как это практиковалось повсюду в Казанской губернии, но также под яровые посевы ячменя. Единственным озимым хлебом была рожь. «Из яровых растений главным образом сеют ячмень и овес, затем в небольших размерах — пшеница, полба, лен, конопля, горох и чечевица. Картофель садят лишь в огородах, и то понемногу. Площадь ячменя понемногу уменьшается в пользу овса, потому что последний удовольствуется менее удобренной почвой» 35. В большей части Козьмодемьянского уезда овес занимал от !/з До 2/з общей площади ярового клина и только на самых плохих землях заменялся ярицей (яровой рожью) и чечевицей36. Урожайность хлебов была невысокой: в лучшие годы сам-3—437.
Из пахотных орудий наиболее распространенной была «обыкновенная русская соха», т. е. перовая, двузубая, с перекладной полицей, которую можно было встретить почти в каждом хозяйстве. Сохой обычно обрабатывали паровое поле под озимый посев. Только в левобережной Тойдаковской волости (как и в Царево-кокшайском уезде) озимая вспашка производилась косулей, но семена заделывались «чиркой» — кодовой двузубой сохой без полицы.
В нагорной части района для обработки неудобряе-мых земель ярового клина применялась пароконная косуля (вятского типа, с одним лемехом, резцом и отвалом) и «косая соха» — односторонка, левый сошник которой имел более широкое, отогнутое кверху перо («брыло»). Пароконная косуля употреблялась и вет-лужскими марийцами Макарьевского уезда Нижегородской губ38. Изредка встречался и тяжелый сабан (с тягой 3—5 лошадьми), но служил он только для подъема залежных полос39.