Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ

Большое значение имела заготовка леса и сплав его вниз по Волге. Марийцы были заняты в работах, свя­занных с валкой, подвозкой к рекам и первичной об­работкой деревьев на брус, полубрус, копани (мате­риал для стройки мелких судов), вязкой в плоты и транспортировкой их до Козьмодемьянска.

Более заметной была роль горных марийцев в кус­тарных деревообделочных промыслах (гнутье полозьев, ободьев, выделка досок для бочек и др.). Но особенно выделялись горномарийские мастера изготовлением различной  плетеной  и гнутой  черемуховой  мебели52.

Рассматривая этнокультурное взаимодействие всех трех населявших Козьмодемьянско-Ветлужский район народов, следует отметить, что в разных областях куль­туры это взаимодействие проявлялось по-разному, при этом некоторые местные культурные традиции утрачивали свое значение и постепенно исчезали или сочета­лись с заимствованными элементами культуры, состав­ляя с ними единое целое.

Влияние русской культуры в равной степени сказы­валось среди марийцев и чувашей, и главную роль в этом процессе играли социально-экономические, а не этнические связи. Совершенно иную картину представ­ляло собой культурное взаимодействие марийцев и чу­вашей. Оно имело глубокие корни и непосредственно было связано с этнической историей этих двух народов,

особенно чувашей.

В современной научной литературе утвердилось мне­ние, что в формировании чувашей, особенно их северо­западной группы — вирьялов (верховых), большую роль сыграли горные марийцы, вошедшие как один из основных этнических компонентов в состав чувашско­го народа53. Этнические связи горных марийцев и чу­вашей отразились не только на лексическом составе их языков54, но и в традиционной культуре, семейных об­рядах и обычаях.

Наиболее ранние этнографические сведения о посе­лениях марийцев отмечают их разбросанность неболь­шими гнездами — деревнями с выселками — по воз­вышенным местам среди лесов и болотистых низменно­стей, не всегда даже у рек, но у проточных оврагов и ручьев, а нередко на суходолах с искусственными вод­ными источниками. В XVIII в. Г. Ф. Миллер писал: «Черемисские деревни очень малы, и по большей час­ти состоят из двух токмо, или трех дворов, и весьма редко бывает, чтобы в одной деревне дворов с 10 или с 20 было; такие деревни стоят часто одна    от другой

неподалеку»55.

Материалы Генерального межевания рубежа XVIII и XIX столетия регистрируют дальнейший рост числа марийских населенных пунктов    в  Козьмодемьянском уезде, но это, как правило, были выселки (называемые здесь околодками) из старых деревень. В дальнейшем, когда были уже освоены значительные свободные про­странства и стал чувствоваться недостаток земли, осо­бенно на Горной стороне, к образованию новых околод-ков приводила чересполосица, существовавшая в ма­рийских общинах, особенно в сложных. Обычно ряд крестьянских семей из одного или из разных селений, входивших в общину, переселялся на новое место, по­ближе к полям, образуя новый околодок.

Характерной особенностью марийских поселений и в середине XIX в. оставалось беспорядочное располо­жение построек по отношению друг к другу и к стра­нам света. Так, А. Ф. Риттих отмечал: «Черемисские дома не построены к востоку, а расположены как попа­ло, как лучше, как понравилось. Вокруг их стоит мно­жество анбаров, лачуг, клетей для летнего жилья и для хранения всех возможных запасов»56. Но все-таки свой особый порядок в этом скоплении построек существо­вал, и подсказан он был стремлением марийцев селить­ся родственными гнездами на одном «усаде», размещая дома и прочие постройки в зависимости от его топогра­фии. О таком излюбленном способе расселения патро­нимическими группами свидетельствуют литературные источники и наши многочисленные полевые материалы. «Дабы связать себя крепким союзом дружбы, — чита­ем мы в сообщении, относящемся к середине

Оглавление