Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
Большое значение имела заготовка леса и сплав его вниз по Волге. Марийцы были заняты в работах, связанных с валкой, подвозкой к рекам и первичной обработкой деревьев на брус, полубрус, копани (материал для стройки мелких судов), вязкой в плоты и транспортировкой их до Козьмодемьянска.
Более заметной была роль горных марийцев в кустарных деревообделочных промыслах (гнутье полозьев, ободьев, выделка досок для бочек и др.). Но особенно выделялись горномарийские мастера изготовлением различной плетеной и гнутой черемуховой мебели52.
Рассматривая этнокультурное взаимодействие всех трех населявших Козьмодемьянско-Ветлужский район народов, следует отметить, что в разных областях культуры это взаимодействие проявлялось по-разному, при этом некоторые местные культурные традиции утрачивали свое значение и постепенно исчезали или сочетались с заимствованными элементами культуры, составляя с ними единое целое.
Влияние русской культуры в равной степени сказывалось среди марийцев и чувашей, и главную роль в этом процессе играли социально-экономические, а не этнические связи. Совершенно иную картину представляло собой культурное взаимодействие марийцев и чувашей. Оно имело глубокие корни и непосредственно было связано с этнической историей этих двух народов,
особенно чувашей.
В современной научной литературе утвердилось мнение, что в формировании чувашей, особенно их северозападной группы — вирьялов (верховых), большую роль сыграли горные марийцы, вошедшие как один из основных этнических компонентов в состав чувашского народа53. Этнические связи горных марийцев и чувашей отразились не только на лексическом составе их языков54, но и в традиционной культуре, семейных обрядах и обычаях.
Наиболее ранние этнографические сведения о поселениях марийцев отмечают их разбросанность небольшими гнездами — деревнями с выселками — по возвышенным местам среди лесов и болотистых низменностей, не всегда даже у рек, но у проточных оврагов и ручьев, а нередко на суходолах с искусственными водными источниками. В XVIII в. Г. Ф. Миллер писал: «Черемисские деревни очень малы, и по большей части состоят из двух токмо, или трех дворов, и весьма редко бывает, чтобы в одной деревне дворов с 10 или с 20 было; такие деревни стоят часто одна от другой
неподалеку»55.
Материалы Генерального межевания рубежа XVIII и XIX столетия регистрируют дальнейший рост числа марийских населенных пунктов в Козьмодемьянском уезде, но это, как правило, были выселки (называемые здесь околодками) из старых деревень. В дальнейшем, когда были уже освоены значительные свободные пространства и стал чувствоваться недостаток земли, особенно на Горной стороне, к образованию новых околод-ков приводила чересполосица, существовавшая в марийских общинах, особенно в сложных. Обычно ряд крестьянских семей из одного или из разных селений, входивших в общину, переселялся на новое место, поближе к полям, образуя новый околодок.
Характерной особенностью марийских поселений и в середине XIX в. оставалось беспорядочное расположение построек по отношению друг к другу и к странам света. Так, А. Ф. Риттих отмечал: «Черемисские дома не построены к востоку, а расположены как попало, как лучше, как понравилось. Вокруг их стоит множество анбаров, лачуг, клетей для летнего жилья и для хранения всех возможных запасов»56. Но все-таки свой особый порядок в этом скоплении построек существовал, и подсказан он был стремлением марийцев селиться родственными гнездами на одном «усаде», размещая дома и прочие постройки в зависимости от его топографии. О таком излюбленном способе расселения патронимическими группами свидетельствуют литературные источники и наши многочисленные полевые материалы. «Дабы связать себя крепким союзом дружбы, — читаем мы в сообщении, относящемся к середине