Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
Особой обрядовой одежды, в частности свадебной, у горных марийцев к началу XX в. уже не существовало (во всяком случае местные старожилы не могли назвать нам ни одной особой детали свадебного костюма).
Участники свадебных церемоний наряжались в обычную праздничную одежду. Но в литературе имеются данные о том, что еще в первые десятилетия пореформенного периода у горных марийцев бытовал особый свадебный костюм — женский и мужской. В 1900 г. К. С. Рябинский писал: «Лет 25 тому назад и ранее все поезжане как со стороны жениха, так и невесты одевались в особый костюм. Женщины одевались в длинные суконные полукафтаны (посто мжер) зеленого цвета, с воротниками, вышитыми по воротнику и рукавам ленточками, синего, желтого, красного и др. цветов, надевали на шарпаны тайху из настоящих серебряных монет, на голову — старинный головной убор. Такой наряд для одной женщины стоил рублей 35—40. Мужчины надевали кафтаны красные, короткие, обшитые тоже, как у женщин, ленточками; через плечо надевался аршяш — лента из серебряных сверху — крупных, ниже — мелких монет»67.
В семейном быту, обычаях и обрядах марийцев Козьмодемьянско-Ветлужского района наблюдалось много своеобразного, но в то же время сказывалось заметное влияние русских (в разных местах в различной степени), много общего было и с чувашами, особенно в зоне непосредственных контактов соседящих горномарийских и чувашских деревень, где марийцы знали чувашский язык.
В то же время горномарийский свадебный обряд сближался со свадьбами различных групп луговых марийцев, но обладал также и некоторыми, только ему присущими особенностями. Общей чертой являлось широкое участие в свадьбе родственников и однодеревен-цев. Родственники были обязаны не только присутствовать на свадьбе, но и оказывать материальную помощь семьям брачующихся, причем всякое уклонение от этой традиции сурово осуждалось общественным мнением.
Браки заключались обычно внутри своей этнографической группы. С луговыми Марийцами вступали в брак редко и старались избегать также браков со своими соседями — русскими. При смешанных браках с русскими обычно русские девушки входили в марийские семьи, женитьба же русских мужчин на марийках была большой редкостью. Смешение с чувашами наблюдалось в пограничных селениях. Этим объясняется большое сходство свадебного обряда горных марийцев и чувашей-вирьялов.
Заключение брака было делом родственников, которые высматривали подходящую девушку в разных местах, так как предпочитали брать невест из других селений, иногда довольно дальних.
Родители жениха платили за девушку ално (калым). В свою очередь, родители невесты должны были приготовить кузук (приданое), которое обычно по стоимости соответствовало или немного превышало калым. В начале XX в. ално колебалось от 10 до 150 руб.68.
Свадебный цикл обрядов включал сватовство, смотрины невесты (спрос), пропой девушки (удыр йуаш) и саму свадьбу, которая начиналась в доме невесты и заканчивалась в доме жениха. Свадьбы игрались обычно в теплое время года. Для приема гостей в открытом дворе устраивали шилык — столы и скамейки, поставленные «покоем» по всей площади двора.
В фольклорном оформлении свадьбы чувствовалось значительное русское влияние.
Религиозная жизнь горных марийцев в пореформенный период характеризовалась причудливым синкретизмом дохристианских и христианских верований и обрядов. Крещеные в середине XVIII в. горные марийцы не сразу отошли от прежней веры, продолжая, хотя и тайком, совершать жертвоприношения в честь различных богов — главным образом аграрного цикла. Очевидец П. Знаменский, специально интересовавшийся этим вопросом, писал в начале пореформенного периода: «Старые боги еще не забыты.