Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
Думается, что вышеприведенных фактов вполне достаточно для обоснования правомерности выделения Козьмодемьянско-Ветлужского этнографического района с этнически разнородным населением, находящимся издавна в тесном обоюдном общении. Последнее обстоятельство заставляет дать этому населению более или менее подробную этногеографическую характеристику путем сравнения этнодемографических данных X ревизии 1868 г. и конца XIX в.
Наиболее полными сведениями на этот счет мы располагаем по Козьмодемьянскому уезду 14, население которого с давних пор складывалось из марийцев, чувашей и русских. Общее представление о их численности дает таблица:
В распределении этих этнических групп по местности наблюдалась определенная закономерность. Так, на Луговой стороне уезда (Тойдаковская и Ардинская волости) решительно преобладали марийцы (в 1890 г. 5191 чел. обоего пола, или 90,4% населения всего этого района), русских было немного, а поселенцы из чувашей совсем отсутствовали 15. В нагорной части уезда, наоборот, преобладали чуваши (в 1890 г. 60,2% всего населения этого района), а марийцы и русские были в меньшинстве.
По замечанию земской комиссии, «как на характерную особенность бывших государственных русских крестьян следует указать здесь на их привычку селиться исключительно возле берегов р. Волги вблизи города (Козьмодемьянска. — К. К-). В Козьмодемьянском уезде все поселки, расположенные по правому и левому берегам Волги вблизи гор. Козьмодемьянска, населены исключительно русскими» ,6. Таковой была наиболее «русская» Козьмодемьянская волость, в которой было сосредоточено 66% всего русского населения уезда. Марийское население составляло абсолютное большинство в Большеюнгинской и Виловатовражской волостях Горной стороны (свыше 99%). Почти сплошь были заселены чувашами волости Сундырская, Янгильдинская и Акрамов-ская. Они же преобладали в волостях Татаркасинской, Кулаковской и Малокарачкинской, но в последней свыше 40% приходилось на марийское население.
Хотя по тем или иным волостям нагорной части Козь-модемьянского уезда в конце XIX в. можно было выделить преобладающую в них народность, земские статистики в 1890 г. намеревались составить таблицу смешанного населения, так как обнаружилось, что здесь «встречается немало поселков, населенных крестьянами разных племен». Но от этого замысла пришлось отказаться по той причине, что тогда пришлось бы «значительную часть населения зачислить в группу смешанного», из-за чего «стушевался бы общий характер этнографического состава населения» 17.
Как бы то ни было, по этнографическим наблюдениям прошлого столетия вырисовывается следующая картина территориально-этнической чересполосицы горных марийцев с их русскими и чувашскими соседями: центральный район компактного расселения марийцев Большеюнгинской, Козьмодемьянской и Малокарачкинской волостей (бывшая Акпарысова сотня) «к северу примыкает к русским селениям, разбросанным в недальнем расстоянии от берегов Волги; к востоку соседят с ними черемисы Виловатовражской волости и чуваши Малокарачкинской; к югу их отделяет широкая полоса леса от чуваш Ядришж'Ого уезда; а к западу к ним примыкают русские и черемисы Нижегородской губернии, из которых последние вполне сходны с ними по обычаю и образу жизни... Местность, заселенная черемисами, в прежнее время была значительно шире; так, многие из сел и деревень, населенных в настоящее время русскими, были, по всей вероятности, заселены черемисами, например, деревня Копани, села Покровское, Спасское и Владимирское» 18.