Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ

. Иными словами, да­же внешне обрусевшие марийцы довольно стойко сохра­няли свое этническое самосознание.

По свидетельствам наших информаторов, полная сте­пень обрусения наступала тогда, когда целое семейство или отдельные лица переставали носить вообще что-ли­бо из принадлежностей традиционной одежды и цели­ком переходили на русский костюм26.

Отмеченное явление хорошо прослеживается среди марийцев    Поветлужья, которых, по данным    переписи 1897 г., насчитывалось 2 тыс. человек27. Очутившись к началу пореформенного периода в плотном русском ок­ружении28, но все еще сохраняя свое узкоземляческое (средневековое волостное) «самоопределение», здешние марийцы очень ревностно отстаивали «чистоту» своего диалекта и костюма. Многие старики, с которыми нам приходилось беседовать, рассказывали, что в прошлом местные мужчины избегали вступать в брак не только с русскими женщинами, но и с марийками, носившими по примеру русских головной убор — сороку и говорившими на другом наречии (например, в соседнем Иранском уез­де). Поэтому ветлужские марийцы предпочитали порой искать невест за несколько десятков верст, даже приво­зить их с Горной стороны, но только чтоб они носили шарпакы и не отличались говором29.

Потребности хозяйственного оборота все настойчивее толкали Козьмодемьянских марийцев к языковому и культурному сближению с русскими. По определению Л. Износкова, в начале пореформенного периода «близ­кое соседство Козьмодемьянских и болыдеюнгинских че­ремис с русскими имело огромное влияние на их обычаи и образ жизни. Этому же обстоятельству много способ­ствовало местоположение края, перекрещенного боль­шой Московской дорогой, большими дорогами в Козьмо-демьянск и Ядрин, и рекой Сурой, и расположенного в недальном расстоянии от Волги»30.

Нагорная сторона Козьмодемьянского уезда была перерезана в различных направлениях достаточно до­ступными для глубинных волостей сухопутными комму­никациями, с выходом их далеко за пределы местного края. Это был прежде всего важнейший Московский почтовый тракт, проходивший с востока на запад между городами Козьмодемьянской и Ядрином (от первого—в 23 верстах к югу и от второго — в 42 верстах к северу), пронизывая наиболее населенные волости — Татаркасин-скую, Виловатовражскую,   Большеюнгинскую, КулаковПодпись: 239скую и Емангашскую. Линию Московского тракта пере­секал Козьмодемьянско-Ядринский почтовый тракт, шед­ший с севера на юг. По Луговой стороне пролегал Вят­ский торговый тракт, начинавшийся от перевоза через Волгу против г. Козьмодемьянска и следовавший далее от с. Коротни через Ардинск'ую вол., село Кумью и Той-даковскую волость в направлении к городу Царевосан-чурску, а оттуда «а Яранск31. От той же Коротни через село Арда и дер. Мадары пролегала захудалая почтовая дорога на Царевококшайск.

В хозяйственно-экономическом отношении Козьмо-демьянско-Ветлужский район был исконно земледельче­ским, но со все возраставшим в XIX в. значением кресть­янских промыслов, дававших местному населению основ­ную массу денежных средств. Земская управа в 1897 г.

Оглавление