Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
. Иными словами, даже внешне обрусевшие марийцы довольно стойко сохраняли свое этническое самосознание.
По свидетельствам наших информаторов, полная степень обрусения наступала тогда, когда целое семейство или отдельные лица переставали носить вообще что-либо из принадлежностей традиционной одежды и целиком переходили на русский костюм26.
Отмеченное явление хорошо прослеживается среди марийцев Поветлужья, которых, по данным переписи 1897 г., насчитывалось 2 тыс. человек27. Очутившись к началу пореформенного периода в плотном русском окружении28, но все еще сохраняя свое узкоземляческое (средневековое волостное) «самоопределение», здешние марийцы очень ревностно отстаивали «чистоту» своего диалекта и костюма. Многие старики, с которыми нам приходилось беседовать, рассказывали, что в прошлом местные мужчины избегали вступать в брак не только с русскими женщинами, но и с марийками, носившими по примеру русских головной убор — сороку и говорившими на другом наречии (например, в соседнем Иранском уезде). Поэтому ветлужские марийцы предпочитали порой искать невест за несколько десятков верст, даже привозить их с Горной стороны, но только чтоб они носили шарпакы и не отличались говором29.
Потребности хозяйственного оборота все настойчивее толкали Козьмодемьянских марийцев к языковому и культурному сближению с русскими. По определению Л. Износкова, в начале пореформенного периода «близкое соседство Козьмодемьянских и болыдеюнгинских черемис с русскими имело огромное влияние на их обычаи и образ жизни. Этому же обстоятельству много способствовало местоположение края, перекрещенного большой Московской дорогой, большими дорогами в Козьмо-демьянск и Ядрин, и рекой Сурой, и расположенного в недальном расстоянии от Волги»30.
Нагорная сторона Козьмодемьянского уезда была перерезана в различных направлениях достаточно доступными для глубинных волостей сухопутными коммуникациями, с выходом их далеко за пределы местного края. Это был прежде всего важнейший Московский почтовый тракт, проходивший с востока на запад между городами Козьмодемьянской и Ядрином (от первого—в 23 верстах к югу и от второго — в 42 верстах к северу), пронизывая наиболее населенные волости — Татаркасин-скую, Виловатовражскую, Большеюнгинскую, Кулаковскую и Емангашскую. Линию Московского тракта пересекал Козьмодемьянско-Ядринский почтовый тракт, шедший с севера на юг. По Луговой стороне пролегал Вятский торговый тракт, начинавшийся от перевоза через Волгу против г. Козьмодемьянска и следовавший далее от с. Коротни через Ардинск'ую вол., село Кумью и Той-даковскую волость в направлении к городу Царевосан-чурску, а оттуда «а Яранск31. От той же Коротни через село Арда и дер. Мадары пролегала захудалая почтовая дорога на Царевококшайск.
В хозяйственно-экономическом отношении Козьмо-демьянско-Ветлужский район был исконно земледельческим, но со все возраставшим в XIX в. значением крестьянских промыслов, дававших местному населению основную массу денежных средств. Земская управа в 1897 г.