Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
Пашню боронили боронами с деревянными зубьями. С 70-х годов шире стали внедряться бороны с железными зубьями40.
В общем способы обработки ярового поля были разнообразными — в зависимости от качества земли и от того, под посев какого хлеба она предназначалась. Однако ни мелиорацию, ни восстанавливающего естественное плодородие травосеяния население Козьмодемьян-ского уезда не практиковало.
Уборка урожая производилась обычным серпом с зазубринами на рабочей стороне. Убранный хлеб свозили по дворам и складывали в кладухи, перед обмолотом тщательно просушивали в овинах. В описываемом районе встречались три вида овинов — срубный верховой, срубный ямный и овин — шиш. Срубные овины41 были заимствованы марийцами у русского
крестьянства и носили название рушла ан (горн, нар.) — русский овин. Верховые овины, неизбежные в низменных местностях, сооружались обычно ветлужскими марийцами, тогда как ямные овины более типичны для Горной стороны.
Шиш, или марла ан — марийский овин, имел местное происхождение и широкое применение вплоть до революции42. Срубные овины, напротив, строились преимущественно хозяйствами, засевавшими значительные земельные площади. Поэтому в марийских деревнях было частым явлением, когда одним срубным овином пользовались несколько дворов-родственников или соседей. Маломощные и бедные хозяйства использовали дешевые и простые по конструкции овины-шиши43.
Хлеб молотили на открытых гумнах цепами-сагаажЭо. По установившемуся обычаю в молотьбе участвовало 4—6 человек. Если в семье не хватало требуемого количества рабочих рук, то прибегали к помощи родственников и соседей. Помимо цепов как на Горной стороне, так и в Поветлужье употреблялось своеобразное орудие молотьбы — «медведко» (арва) — два соединенных между собой деревянных катка с деревянными же зубьями. В медведко впрягали лошадь, которая возила его по разостланным на гумне снопам. Для удобства управления лошадью над осями медведка устраивалась скамеечка, на которую садился погонщик. Молотили медведком только яровые хлеба44. Помимо указанных способов молотьбы в некоторых марийских селениях на Горной стороне попросту гоняли лошадей по разложенным на гумне снопам, и те копытами выбивали зерна из колосьев. Первые молотильные машины появились в хозяйствах зажиточных крестьян в конце XIX в.45.
Из других примыкающих « земледелию занятий населения Козьмодемьянского уезда можно отметить хмелеводство, садоводство, рыболовство, пчеловодство, но все это в небольших размерах и не повсеместно46. Больше других охотой в описываемом районе занимались ветлужские марийцы, жившие в окружении или поблизости больших лесных массивов47.
Садоводство было развито на нагорной стороне Волги. Небольшие яблоневые сады имелись почти у каждого здешнего крестьянина. Но некоторая часть населения преднамеренно разводила большие сады и не только на своей усадьбе, но и на стороне, арендуя землю (например, в Присурье). Яблоки служили предметом торговли в ближайших городах — Козьмодемьян-ске и Васильсурске. Но наиболее выгодным считался оптовый сбыт урожая прямо с дерева приезжим скупщикам, обычно татарам, поставлявшим крупные партии местных яблок на рынки Казани и Нижнего Новгорода.
Между такими скупщиками и горномарийскими садоводами устанавливались постоянные, заранее обусловленные договором товарные отношения48.
Уже в актах Генерального межевания конца XVIII в. указано, что крестьяне Козьмодемьянского уезда не довольствуются одним сельским хозяйством и занимаются различными промыслами, связанными главным образом с заготовкой и частичной переработкой древесного сырья49. Столетие спустя официальные документы приводят подробные сведения о многих разновидностях промышленного труда, которым постоянно было занято несколько тысяч жителей Козьмодемьянского уезда как русских, так марийцев и чувашей. В промышленной сфере по уровню квалификации и сумме заработков преобладали русские, но в целом ряде чисто местных занятий от них не отставали и марийцы.
Изготовление кулей считалось традиционным вне-земледельческим занятием здешних марийцев. Они же были и главные смолокуры уезда: в земском отчете за 1894 г. сказано, что «смолокурение... производили одни только крестьяне Ардинской волости—196 человек»50. Этот промысел был развит и среди ветлужских марийцев Макарьевского уезда Нижегородской губ.51.