Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ

Пашню боронили боронами с деревянными зубьями. С 70-х годов шире стали внедряться бороны с желез­ными зубьями40.

В общем способы обработки ярового поля были раз­нообразными — в зависимости от качества земли и от того, под посев какого хлеба она предназначалась. Од­нако ни мелиорацию, ни восстанавливающего естествен­ное плодородие травосеяния население Козьмодемьян-ского уезда не практиковало.

Уборка урожая производилась обычным серпом с зазубринами на рабочей стороне. Убранный хлеб сво­зили по дворам и складывали в кладухи, перед обмо­лотом тщательно просушивали в овинах. В описывае­мом районе встречались три вида овинов — срубный верховой, срубный ямный и овин — шиш. Срубные овины41   были    заимствованы    марийцами  у  русского

крестьянства и носили название рушла ан (горн, нар.) — русский овин. Верховые овины, неизбежные в низмен­ных местностях, сооружались обычно ветлужскими ма­рийцами, тогда как ямные овины более типичны для Горной стороны.

Шиш, или марла ан — марийский овин, имел мест­ное происхождение и широкое применение вплоть до революции42. Срубные овины, напротив, строились пре­имущественно хозяйствами, засевавшими значительные земельные площади. Поэтому в марийских деревнях было частым явлением, когда одним срубным овином пользовались  несколько  дворов-родственников  или  соседей. Маломощные и бедные хозяйства    использовали дешевые и простые по конструкции овины-шиши43.

Хлеб молотили на открытых гумнах цепами-сагаажЭо. По установившемуся обычаю в молотьбе участвовало 4—6 человек. Если в семье не хватало требуемого ко­личества рабочих рук, то прибегали к помощи род­ственников и соседей. Помимо цепов как на Горной сто­роне, так и в Поветлужье употреблялось своеобразное орудие молотьбы — «медведко» (арва) — два соеди­ненных между собой деревянных катка с деревянными же зубьями. В медведко впрягали лошадь, которая во­зила его по разостланным на гумне снопам. Для удоб­ства управления лошадью над осями медведка устраи­валась скамеечка, на которую садился погонщик. Молотили медведком только яровые хлеба44. Помимо указанных способов молотьбы в некоторых марийских селениях на Горной стороне попросту гоняли лошадей по разложенным на гумне снопам, и те копытами выби­вали зерна из колосьев. Первые молотильные машины появились в хозяйствах зажиточных крестьян в конце XIX в.45.

Из других примыкающих « земледелию занятий на­селения Козьмодемьянского уезда можно отметить хме­леводство, садоводство, рыболовство, пчеловодство, но все это в небольших размерах и не повсеместно46. Боль­ше других охотой в описываемом районе занимались ветлужские марийцы, жившие в окружении или побли­зости больших лесных массивов47.

Садоводство было развито на нагорной стороне Вол­ги. Небольшие яблоневые сады имелись почти у каж­дого здешнего крестьянина. Но некоторая часть насе­ления преднамеренно разводила большие сады и не только на своей усадьбе, но и на стороне, арендуя зем­лю (например, в Присурье). Яблоки служили предме­том торговли в ближайших городах — Козьмодемьян-ске и Васильсурске. Но наиболее выгодным считался оптовый сбыт урожая прямо с дерева приезжим скуп­щикам, обычно татарам, поставлявшим крупные партии местных яблок на рынки Казани и Нижнего Новгорода.

Между такими скупщиками и горномарийскими садово­дами устанавливались постоянные, заранее обусловлен­ные договором товарные отношения48.

Уже в актах Генерального межевания конца XVIII в. указано, что крестьяне Козьмодемьянского уезда не до­вольствуются одним сельским хозяйством и занимаются различными промыслами, связанными главным образом с заготовкой и частичной переработкой древесного сырья49. Столетие спустя официальные документы при­водят подробные сведения о многих разновидностях промышленного труда, которым постоянно было занято несколько тысяч жителей Козьмодемьянского уезда как русских, так марийцев и чувашей. В промышленной сфере по уровню квалификации и сумме заработков преобладали русские, но в целом ряде чисто местных занятий от них не отставали и марийцы.

Изготовление кулей считалось традиционным вне-земледельческим занятием здешних марийцев. Они же были и главные смолокуры уезда: в земском отчете за 1894 г. сказано, что «смолокурение... производили одни только крестьяне Ардинской волости—196 человек»50. Этот промысел был развит и среди ветлужских марий­цев Макарьевского уезда Нижегородской губ.51.

Оглавление