Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
Бедность заставляла мужчин мириться с повседневной одеждой из домашних тканей традиционного покроя, но в общем-то они не были противниками приобретения по возможности фабричных тканей и готовой одежды. Поэтому если рабочую рубаху продолжали шить из белого холста туникообразного покроя, то праздничную изготовляли из фабричных тканей ярких тонов по типу русской косоворотки со стоячим воротником.
Холщевые штаны «с широким шагом» уступали место штанам с «узким шагом» из фабричных хлопчатобумажных или шерстяных тканей, Лапти по-прежнему бытовали в качестве мужской рабочей обуви, но все чаще праздничной, выходной обувью служили кожаные сапоги.
Иными словами, марийский мужской костюм все более сближался с русским или попросту сменялся им. В этом отношении любопытны опубликованные А. Ф. Риттихом фотографии конца 1860-х годов, изображающие горных марийцев в русской одежде. К началу XX в. в мужской одежде подавляющей массы горных марийцев фактически не оставалось ничего традиционного.
Но в женском костюме изменения происходили медленнее, оставляя почти нетронутыми некоторые традиционные формы63. Так, традиционная рубаха тунико-образного покроя из четырех точей холста продолжала оставаться основой одежды. Однако в домашнюю ткань для рубах добавляли хлопчатобумажную покупную нитку (она шла на уток), благодаря чему ткань становилась тоньше, но вышивать по ней было труднее, чем по конопляной материи, и рисунок получался мелким и невыразительным. Этим горномарийские женские рубахи резко отличались от луговых. Первые имели узкие полоски вышивки вдоль грудного разреза, на плече вдоль шва и на концах рукавов. Вышивка была скромной, темных тонов и не бросалась в глаза. Рубахи же луговых мариек покрывались полосами красочной вышивки на груди, рукавах, спине, подоле, по швам.
Стремление иметь все же нарядные рубахи привело горных мариек к другим способам их украшения. Появился вачегоч — нашивка на плече вдоль узкой полоски вышивки, изготовлявшаяся из темной ткани и сплошь покрытая узкими рядами яркой вышивки. Одну пару вачегоч можно было нашивать на разные рубахи по мере надобности. Следует заметить, что луговые марийцы термином «вачегоч» называли вышивку на плече, на месте соединения рукава с основным полотнищем рубахи.
Своеобразным украшением рубахи служил также передник с грудкой, который был заимствован горными марийками у русских и прочно вошел в комплекс их традиционного костюма. Грудка передника украшалась поперечными полосками из лент, кружев и фактически заменяла нагрудную вышивку рубахи.
Например, К. С. Рябинский в конце XIX в. писал, что «женщины не сохранили старинных головных украшений и покрываются шелковыми, шерстяными или бумажными платками. Замужние носят два вышитые на руках заплечья, опускающиеся сзади на длину рубашки (шарпан)»65. Таким образом, шар-пан у горных мариек выступал не как головной убор, а как наспинное украшение.
Девушки не имели специальных головных уборов и покрывали головы только платками.
Женский наряд в праздничные и другие торжественные дни дополняли разнообразные украшения, состоявшие из монет, бисера, раковин-каури, лент.
Самым дорогим и наиболее распространенным было нагрудное украшение — шулькама, представлявшая собой сюльгаму с прикрепленным к ней куском кожи или обшитого кумачом сукна, сплошь унизанным серебряными монетами. В одном из архивных документов середины XIX в. приведено описание этого украшения: представлено было две серебряные шулькамы с нанизанными на коже копейками и по краям змеиными головками, одна старого серебра величиною в 5 вершков, другая в 47г вершка нового серебра, оцененные присяжными оценщиками — первая в 40 руб., а последняя в 25 руб.66. Крестьянские семьи, не имевшие возможности справить такое украшение, ограничивались небольшим числом монет, остальные заменялись имитациями.
Другим, также широко бытовавшим нагрудным украшением, была ама — продолговатый кусок плотной материи с нашитыми монетами. С шеи на грудь спускалась теньга-кайтан — цепочка с монетами. На шее носили океан шуеш — ожерелье из монет. На ушные раковины надевали пелыш-теньга — тяжелое парное украшение из монет, поддерживаемое тесьмой через голову. Украшениями служили также разнообразные пояса и поясные подвески, прикреплявшиеся сбоку к поясу.