Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ

Бедность заставляла мужчин мириться с по­вседневной одеждой из домашних тканей традиционно­го покроя, но в общем-то они не были    противниками приобретения по возможности фабричных тканей и го­товой одежды.  Поэтому если рабочую  рубаху продол­жали шить из  белого холста  туникообразного покроя, то праздничную изготовляли из фабричных тканей яр­ких тонов по типу русской косоворотки со стоячим во­ротником.

Холщевые штаны «с широким шагом» уступали мес­то штанам с «узким шагом» из фабричных хлопчато­бумажных или шерстяных тканей, Лапти по-прежнему бытовали в качестве мужской рабочей обуви, но все ча­ще праздничной, выходной обувью служили кожаные сапоги.

Иными словами, марийский мужской костюм все бо­лее сближался с русским или попросту сменялся им. В этом отношении любопытны опубликованные А. Ф. Риттихом фотографии конца 1860-х годов, изо­бражающие горных марийцев в русской одежде. К на­чалу XX в. в мужской одежде подавляющей массы горных марийцев фактически не оставалось ничего тра­диционного.

Но в женском костюме изменения происходили мед­леннее, оставляя почти нетронутыми некоторые тради­ционные формы63. Так, традиционная рубаха тунико-образного покроя из четырех точей холста продолжала оставаться основой одежды. Однако в домашнюю ткань для рубах добавляли хлопчатобумажную покупную нитку (она шла на уток), благодаря чему ткань стано­вилась тоньше, но вышивать по ней было труднее, чем по конопляной материи, и рисунок получался мелким и невыразительным. Этим горномарийские женские ру­бахи резко отличались от луговых. Первые имели уз­кие полоски вышивки вдоль грудного разреза, на плече вдоль шва и на концах рукавов. Вышивка была скром­ной, темных тонов и не бросалась в глаза. Рубахи же луговых мариек покрывались полосами красочной вы­шивки на груди, рукавах, спине, подоле, по швам.

Стремление иметь все же нарядные рубахи привело горных мариек к другим способам их украшения. По­явился вачегоч — нашивка на плече вдоль узкой по­лоски вышивки, изготовлявшаяся из темной ткани и сплошь покрытая узкими рядами яркой вышивки. Одну пару вачегоч можно было нашивать на разные рубахи по мере надобности. Следует заметить, что луговые ма­рийцы термином «вачегоч» называли вышивку на пле­че, на месте соединения рукава с основным полотнищем рубахи.

Своеобразным украшением рубахи служил также передник с грудкой, который был заимствован горны­ми марийками у русских и прочно вошел в комплекс их традиционного костюма. Грудка передника украшалась поперечными полосками из лент, кружев и фактически заменяла нагрудную вышивку рубахи.

Например, К. С. Рябинский в конце XIX в. писал, что «женщины не сохранили старинных головных украшений и покрываются шелковыми, шер­стяными или бумажными платками. Замужние носят два вышитые на руках заплечья, опускающиеся сзади на длину рубашки (шарпан)»65. Таким образом, шар-пан у горных мариек выступал не как головной убор, а как наспинное украшение.

Девушки не имели специальных головных уборов и покрывали головы только платками.

Женский наряд в праздничные и другие торжест­венные дни дополняли разнообразные украшения, со­стоявшие из  монет, бисера, раковин-каури, лент.

Самым дорогим и наиболее распространенным было нагрудное украшение — шулькама, представлявшая со­бой сюльгаму с прикрепленным к ней куском кожи или обшитого кумачом сукна, сплошь унизанным серебря­ными монетами. В одном из архивных документов се­редины XIX в. приведено описание этого украшения: представлено было две серебряные шулькамы с нани­занными на коже копейками и по краям змеиными го­ловками, одна старого серебра величиною в 5 вершков, другая в 47г вершка нового серебра, оцененные при­сяжными оценщиками — первая в 40 руб., а последняя в 25 руб.66. Крестьянские семьи, не имевшие возможно­сти справить такое украшение, ограничивались неболь­шим числом монет, остальные заменялись имитациями.

Другим, также широко бытовавшим нагрудным ук­рашением, была ама — продолговатый кусок плотной материи с нашитыми монетами. С шеи на грудь спуска­лась теньга-кайтан — цепочка с монетами. На шее носили океан шуеш — ожерелье из монет. На ушные раковины надевали пелыш-теньга — тяжелое парное украшение из монет, поддерживаемое тесьмой через голову. Украшениями служили также разнообразные пояса и поясные подвески, прикреплявшиеся сбоку к поясу.

Оглавление