Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
В частности, о селе Владимирском (еще в конце XVIII в. «Басурманово тож») было записано предание, что его жители некогда составляли смешанную марий-ско-чувашскую группу крещеных служилых людей, впоследствии совершенно обрусевших19. Да и вообще в приходе с. Владимирского, а также в Пайгусовском приходе в прошлом столетии наблюдалось заметное обрусение многих семей, так что «иной раз трудно бывает отличить черемисина от русского». Но к югу от приволжской русской полосы, «в приходах Петнурском, Еласовском и отчасти Мало-Сундырском черемисы более сохранили свою народность». Однако к юго-востоку «в приходах Кузнецовском и Кожважском (Виловатовражской вол. — К. К.) много попадает черемис, близко подходящих к чувашам»20.
Еще в начале XVIII в. от старинной Акпарысовой сотни были отмежеваны в состав Васильсурского уезда Нижегородской губ. многие марийские населенные пункты, составившие Емангашскую волость. По актам Генерального межевания, в этой волости состояло 396 дворов и около 2400 жителей обоего пола21, надо полагать, чисто марийского происхождения. Имея постоянное хозяйственно-культурное тяготение к г. Васильсурску и к преобладающему численно русскому сельскому населению По-сурья, здешние марийцы воспринимали многое от своих соседей в языке и быту. Это обстоятельство, возможно, послужило нижегородским чиновникам в 1880-х годах поводом к тому, чтобы отнести многие марийские селения к числу русских и определить численность марийцев Васильсурского уезда всего в 1176 чел. Впрочем, с этим был несогласен М. Веске, насчитавший в указанном уезде не менее 28 деревень с марийскими названиями и марийским населением, которое в одном только Микря-ковском приходе в 1887 г. достигало численности почти 2 тыс. чел. В Емангашской волости лишь село Сумки имело преимущественно русских жителей22 и, действительно, более тщательная перепись 1897 г. по признаку родного языка обнаружила в Нижегородской губ. всех марийцев 6764 чел., в том числе в Присурье (в Емангашской вол.) — 5302 чел.23.
Длительные этнокультурные контакты с русскими проявлялись во всех сторонах жизни горных марийцев, особенно яркое отражение они нашли в горном наречии марийского языка, впитавшего в свой лексический состав большое число русских слов. По мнению лингвистов, русские заимствования (из древнерусских диалектов) попали в горное наречие раньше, чем в луговое24.
Тесное экономическое и культурное взаимодействие с русскими приводило постепенно к обрусению некоторых групп марийцев Козьмодемьянско-Ветлужского района. Сами марийцы своеобразно определяли степень этого обрусения.
В глазах марийского населения даже утрата (хотя подчас и в чисто внешнем выражении) дохристианской обрядности предков, овладение русским языком и элементами русской культуры еще не служили признаком превращения марийца в человека «на русский манер» (рушла марэ). О заволжских марийцах Ардинского прихода К. С. Рябинский писал: «все взрослые мужчины и женщины говорят по-русски, в свою черемисскую речь вставляют русские слова; черемисы религиозны (в христианской форме. — К. К.), значительно обрусели. Обрусению их содействовали издавна существующий в их стороне лесной промысел, постоянно сталкивающий их с русскими, близость города (Козьмодемьянска. — К. К-) и в значительной степени в последние 25 лет — школа», но «в душе черемисы не близки к русским и не прочь бы обособиться от них в отдельное общество. Смешанные браки между русскими и черемисами встречаются крайне редко: в последнее десятилетие было только два случая таких браков» (это на 312 дворов с населением более 2 тысяч чел. — К. К-) 25