Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ

XIX в.,— разделять вместе труды земледелия и скорее подавать руку помощи во всех житейских нуждах, несколько че­ремисских семей, согласись поставить избы свои на од­ном дворе, срубают их четыре или пять, обносят одною общею огородкою, и составляют, таким образом, как бы один патриархальный род»57.

Начиная с XVIII в. царское правительство неодно­кратно издавало указы о планировке селений улицами, но понадобилось много времени, чтобы у марийцев во­зобладала уличная застройка деревень. В Козьмодемь—янско-Ветлужском крае это произошло раньше, т.ак как здесь было более сильное влияние русских. К исходу XIX в. местные марийцы располагали жилые дома ули­цами.

Такая застройка селений привела к необходимости соблюдения определенного плана в размещении по­строек во дворе. В данном случае марийцы воспользо­вались опытом русских крестьян. У Козьмодемьянских марийцев получила распространение покоеобразная планировка двора, а у ветлужских — однорядная за­стройка. Но в отличие от русских соседей марийцы при покоеобразной застройке «тянули крышу», т. е. стре­мились располагать под одной крышей самые разнооб­разные помещения, но в строго определенном порядке. В любой двор вели ворота. Для горных марийцев более характерны были рушла капка {русские ворота) с тесовыми полотнищами под тесовой крышей. Марла капка (марийские ворота) в виде простой рамы с по­перечными жердями встречались реже. Устройству и отделке ворот марийцы придавали большое значение, так как они служили показателем состоятельности хо­зяина.

По обеим сторонам ворот располагались в два ряда постройки: с одной стороны на улицу выходила изба, с другой — кудо или двухэтажный амбар. Кудо — де­ревянная жилая постройка, известная в прошлом всем марийцам, характерная также для чувашей (лась).

По планировке жилое помещение могло быть двух-раздельным, включавшим в себя избу с входом из се­ней. Трехраздельная планировка отмечена архивными документами первой половины XIX в. В одном из них, помеченном 1843 г., сказано: «...Отперевши сени и по­бывав в избе, она вышла с зажженною лучиною в сени, чтобы при свете огня запереть, где увидела в имеющей­ся чрез сени клети растворенную дверь и там стоявше­го человека...».

Спустя полвека К. С. Рябинский так характеризо­вал жилище горных марийцев: «Избы строятся по-рус­ски; за редкими исключениями, изб две: передняя теп­лая и задняя холодная... Задняя изба от передней от­личается тем, что в ней нет печи и кухни, и только од­но окно. Задняя изба предназначается, главным обра­зом, для хранения имущества. Такое устройство можно считать типичным, оно мало изменяется.

Избы возводились на подклети, высота которой бы­ла различной в разных местностях. Высокие подклети преобладали на левобережье Волги в связи с сыростью и болотистостью почвы, но встречались и на Горной стороне, преимущественно у слабомощных крестьян, ко­торые использовали высокие подклети для содержания мелкого рогатого скота. В домах с такими подклетями окна находились под самым потолком.

Оглавление