Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ
XIX в.,— разделять вместе труды земледелия и скорее подавать руку помощи во всех житейских нуждах, несколько черемисских семей, согласись поставить избы свои на одном дворе, срубают их четыре или пять, обносят одною общею огородкою, и составляют, таким образом, как бы один патриархальный род»57.
Начиная с XVIII в. царское правительство неоднократно издавало указы о планировке селений улицами, но понадобилось много времени, чтобы у марийцев возобладала уличная застройка деревень. В Козьмодемь—янско-Ветлужском крае это произошло раньше, т.ак как здесь было более сильное влияние русских. К исходу XIX в. местные марийцы располагали жилые дома улицами.
Такая застройка селений привела к необходимости соблюдения определенного плана в размещении построек во дворе. В данном случае марийцы воспользовались опытом русских крестьян. У Козьмодемьянских марийцев получила распространение покоеобразная планировка двора, а у ветлужских — однорядная застройка. Но в отличие от русских соседей марийцы при покоеобразной застройке «тянули крышу», т. е. стремились располагать под одной крышей самые разнообразные помещения, но в строго определенном порядке. В любой двор вели ворота. Для горных марийцев более характерны были рушла капка {русские ворота) с тесовыми полотнищами под тесовой крышей. Марла капка (марийские ворота) в виде простой рамы с поперечными жердями встречались реже. Устройству и отделке ворот марийцы придавали большое значение, так как они служили показателем состоятельности хозяина.
По обеим сторонам ворот располагались в два ряда постройки: с одной стороны на улицу выходила изба, с другой — кудо или двухэтажный амбар. Кудо — деревянная жилая постройка, известная в прошлом всем марийцам, характерная также для чувашей (лась).
По планировке жилое помещение могло быть двух-раздельным, включавшим в себя избу с входом из сеней. Трехраздельная планировка отмечена архивными документами первой половины XIX в. В одном из них, помеченном 1843 г., сказано: «...Отперевши сени и побывав в избе, она вышла с зажженною лучиною в сени, чтобы при свете огня запереть, где увидела в имеющейся чрез сени клети растворенную дверь и там стоявшего человека...».
Спустя полвека К. С. Рябинский так характеризовал жилище горных марийцев: «Избы строятся по-русски; за редкими исключениями, изб две: передняя теплая и задняя холодная... Задняя изба от передней отличается тем, что в ней нет печи и кухни, и только одно окно. Задняя изба предназначается, главным образом, для хранения имущества. Такое устройство можно считать типичным, оно мало изменяется.
Избы возводились на подклети, высота которой была различной в разных местностях. Высокие подклети преобладали на левобережье Волги в связи с сыростью и болотистостью почвы, но встречались и на Горной стороне, преимущественно у слабомощных крестьян, которые использовали высокие подклети для содержания мелкого рогатого скота. В домах с такими подклетями окна находились под самым потолком.