Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ
Историография проблемы формирования марийцев в качестве этнической общности особого исторического типа — «народности» — фактически отсутствует, если не считать подвергнутого сомнению взгляда о существовании еще в I тыс. н. э. «древнемарийской народности», которая позднее IX—XI вв. распалась на многие диалектные группы.
Сущность нашей критики этого взгляда состоит вовсе не в отрицании очевидного факта этнического родства некоторого числа древнемарийских племен, диалекты которых столь же очевидно восходили к единой лингвистической системе. Но ничто не свидетельствует об очень ранней (еще на стадии общинно-родового строя) концентрации этих «отдельных» племенных общностей вокруг какого-то притягательного центра (положим, вокруг наиболее значительного и активного марийского племени) или о такой традиционной и устойчивой межплеменной союзнической федерации марийских групп, которая могла бы со временем породить общую тягу к образованию совокупного «гражданского общества» (социально-политического организма), как это в классическом выражении имело место в Древней Греции и Риме. Напротив, подробно проанализированные выше достоверные факты XVI — начала XVII в. раскрывают живые остатки «земляческой» разобщенности различных групп марийского населения, исторически, несомненно, восходящей к древней племенной обособленности, которая не стерлась за сотни лет, предшествовавшие включению Марийского края в состав России.
Выделение особой категории народности, которую мы вслед за многими авторами считаем особым типом этнической общности классового общества, есть до известной степени научная формализация действительных этнических процессов, берущих истоки в лингвистически однородной, но еще не охваченной действием центростремительных сил этнической среде. Эта среда при благоприятных условиях дальнейшего исторического развития пронизывается различного рода связями, «уплотняется» путем территориального и хозяйственного сближения слагающих ее локальных единиц, «самоопределяется» внутренне и по отношению к соседним народам, т. е. приобретает характер устойчивой этнической целостности.
Категория народности необходима нам потому, что, выделяя ее, мы, во-первых, подчеркиваем принципиальную разницу между племенной общностью и той общностью этнически однородного населения, что существует на более широкой территории и при совершенно иных
формах общественных связей значительных людских масс; во-вторых, мы получаем возможность вместить в определенные историко-типологические рамки целую полосу развития этнического процесса в обществе, не знающем ни доминирующего и всеобъемлющего товарного производства, ни широких национальных движений. Мы не сомневаемся в правомерности постановки такого сложного вопроса в отношении марийцев. Конечно, по языку и этнической психологии марийцы начала XIX в. как будто бы не отличимы от марийцев XV—
XVI вв., когда они вошли в состав сначала Казанскогоханства и были размежеваны по сотням и пятидесятням,а затем уже в составе России были административнораспределены по уездам и волостям. Однако между серединой XVI и началом XIX в. социально-экономическийпроцесс перестроил структуру связей между людьми,входившими в те или иные локальные объединения, создал территориальные группы смешанного («межволостного») происхождения, значительно сблизил через посредство крепнущих хозяйственно-соседских связейбольшие группы марийского населения и способствовалтому процессу, который мы решили называть «уплотнением этнического ядра» формирующейся марийской народности.