Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ
— священных рощ, служащих местом молений и жертвоприношений для целых «приходов» — мирских (сосед-ско-общинных) и патронимических, выделялись особо почитаемые места, время от времени привлекавшие многолюдные, тысячные массы поклоняющихся марийцев из различных уездов.
В литературе указывалось на несколько таких знаменитых кюс отов, и прежде всего на священную рощу у дер. Кюпрян-сола под с. Сернуром, которая «служила сборным молитвенным пунктом для населения с лишком сорока деревень одного Уржумского уезда. Сюда, кроме того, приходят молиться из Царевококшайского уезда Казанской губернии, Малмыжского и Елабужского Вятской и Бирского Уфимской»307. В окрестности с Помьял Чебоксарского уезда также отмечались грандиозные моления, на которые собирались представители деревень всей приволжской стороны луговых марийцев от Кокша-ги до Морков (т. е. территории бывшей Галицкой дороги) 308. Есть сведения о больших молитвенных собраниях в южной части Яранского уезда, в Южанской волости, жители которой направляли выборных лиц в кюс-оты Уржумского уезда309 и сами принимали ходоков оттуда же и из соседнего Царевококшайского уезда310.
Примечательно, что поводом для очередного «межуездного собрания» было «видение во сне» некоторым местным прорицателям необходимости совершения запоминающегося моления «всем марийским народом», точнее его доверенными лицами в священной роще, называемой «всемирной» — тюня ото или тюня кюс ото311. Весть об этом по широкой округе, во всяком случае по всей восточной половине расселения марийцев, разносили специальные ходоки, собиравшие молящихся из разных волостей и уездов. Во время «всемирного» моления руководители культа обращались к своим собратьям не с обычным самоназванием народа — «мэрий», а с особым, только здесь и употребляемым словом калык-ша-мыч—по смыслу «марийский народ как единая семья» 312.
Сохранилось специальное доношение в Министерство народного просвещения 1867 г., подробно разъясняющее, почему так упорно марийцы, в том числе новокрещеные, сохраняют приверженность дохристианской религии. По их убеждению, «перемена веры есть преступление, которое не остается без наказания; деды и отцы их клятвою завещали наблюдать все обряды и почитать богов, иначе черемисы должно погибнуть». Документ подчеркивает: «Понятно изречение черемис: «нашу веру кончать, нас кончать», т. е. с переменою веры погибает наше племя. Это убеждение поддерживается и в крещеных черемисах» 313.
Конечно, в этих представлениях отразилась целая гамма социальных и мировоззренческих переживаний придавленных невежеством, нуждой и классовой несправедливостью рядовых марийских крестьян. Но было в них и нечто, поддерживающее этническое самосознание марийской общности, не имевшей никакой общенародной организации, кроме как религиозной, которая под ритуальной оболочкой стихийно выражала и социальные мотивы. Это, кстати, понимали дореволюционные этнографы— И. Н. Смирнов, П. М. Ерусланов, а С. К- Кузнецов прямо писал: «Без сомнения, большие моления играют значительную роль в деле солидарности черемис между собой, солидарности, хотя и не столь сильной, какова была в XVI и XVII вв.»314.
В этих словах содержится намек на «черемисские войны» после взятия Казани и на участие марийцев в крестьянских движениях XVII в., когда воедино собирались большие массы марийцев из различных волостей и с оружием в руках боролись против наступления феодальных порядков и церковников, стремящихся их окрестить, а тем самым посеять рознь внутри одного народа.