Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ

Значительное, тоже территориально скученное ма­рийское население располагалось за пределами Царево­кокшайского уезда — на луговой стороне Чебоксарского уезда и в юго-западной части Уржумского уезда, в ко­тором к исходу XIX в. русское население численно преобладало, тем не менее «329 селений, сосредоточен­ных по преимуществу в центральной, Сернурской и при­мыкающих к ней с Ю., Ю-В и Ю-3 волостях, имеют чисто черемисское население»320. В южных волостях Яранского уезда марийцы также составляли значитель­ную часть населения, имевшего свободное общение с царевококшайскими и уржумскими марийцами. Назван­ные группы населения можно считать тем этническим ядром, которое, уплотняясь вышеописанным образом, составило основу формирующейся марийской народ­ности.

Несколько особняком в развитии этого процесса стоя­ли горные марийцы, но в еще большей степени восточ­ные марийцы, которые даже называли себя «марийским народом» Кунгурского и Уфимского уездов321, хотя и поддерживали родственные и религиозные связи с преж­ней вотчиной — Уржумским уездом  (см. выше).

Не подлежит, впрочем, сомнению, что до тех пор, пока Марийский край не оказался пронизанным хозяй­ственно-экономическими связями в этнически однород­ной среде (где взаимопонимание на базе общего языка и этнической психологии облегчает все другие виды об­щественной связи), уплотнение этнического ядра коренного населения происходило медленно, оставляя некото­рые «земляческие, островки» не втянутыми в общее русло развития центростремительных сил.

Во второй половине XVIII в. оживляется торгово-промышленная деятельность в Среднем Поволжье, При­камье и Вятской земле. Наряду со старыми торговыми центрами — Казанью, Чебоксарами, Козьмодемьянской, Васильсурском, расположенными на Волжском пути, поднимаются города Вятско-Камского края. Это вызва­ло необходимость усовершенствования старых и прове­дение новых торгово-почтовых трактов. В 1782 г. нача­лось строительство «больших столбовых дорог»: Москов­ского тракта — из Вятки на Орлов — Котельнич — Яранск — Санчурск — Козьмодемьянск — Н. Новгород; Казанского тракта — из Вятки на Нолинск — Уржум — Малмыж — Казань; Пермского тракта — из Казани че­рез Арск на Малмыж — Кильмезь — Дебессы—Оханск— Пермь322. Через марийские волости проходили также торговые дороги Уржум — Яранск, Казань — Царевокок­шайск; Кокшайск—Царевококшайск—Санчурск—Яранск и др.323. Эти важнейшие пути сообщения дополнялись целой сетью сельских межуездных и межволостных до­рог, доступных для передвижения значительную часть года.

Таким образом, сухопутные коммуникации, создан­ные преимущественно по распоряжению властей для провоза транзитных товаров, почты, должностных лиц, для быстрой переброски воинских команд (этому научи­ла крестьянская война под руководством Пугачева), открывали купечеству и скупщикам пути в глубины Ма­рийского края, где всегда имелись люди, остро нуждаю­щиеся в деньгах.для выплаты податей, а поэтому и про­дающие все, что только было можно из своих припасов и продуктов мелких промыслов. Вся беда состояла в том, что марийские крестьяне были очень бедны, и удов­летворение собственных потребностей в промышленных товарах всегда оставляли на последнем месте.

Все-таки, согласно «Экономическим примечаниям» конца XVIII — начала XIX в., в самостоятельную торгов­лю втягивались и крестьяне, которые свои продукты са­ми «отвозят для продажи в разные места    по   вольной цене»324, главным образом в ближайшие города — Ка­зань, Чебоксары, Царевококшайск, Яранск, Санчурск и др.325. Но, пожалуй, ничто так не вносило оживления в застойную сельскую жизнь, как развитие ярмарочной торговли не только в городах, но и крупных селах326

Оглавление