Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ
Значительное, тоже территориально скученное марийское население располагалось за пределами Царевококшайского уезда — на луговой стороне Чебоксарского уезда и в юго-западной части Уржумского уезда, в котором к исходу XIX в. русское население численно преобладало, тем не менее «329 селений, сосредоточенных по преимуществу в центральной, Сернурской и примыкающих к ней с Ю., Ю-В и Ю-3 волостях, имеют чисто черемисское население»320. В южных волостях Яранского уезда марийцы также составляли значительную часть населения, имевшего свободное общение с царевококшайскими и уржумскими марийцами. Названные группы населения можно считать тем этническим ядром, которое, уплотняясь вышеописанным образом, составило основу формирующейся марийской народности.
Несколько особняком в развитии этого процесса стояли горные марийцы, но в еще большей степени восточные марийцы, которые даже называли себя «марийским народом» Кунгурского и Уфимского уездов321, хотя и поддерживали родственные и религиозные связи с прежней вотчиной — Уржумским уездом (см. выше).
Не подлежит, впрочем, сомнению, что до тех пор, пока Марийский край не оказался пронизанным хозяйственно-экономическими связями в этнически однородной среде (где взаимопонимание на базе общего языка и этнической психологии облегчает все другие виды общественной связи), уплотнение этнического ядра коренного населения происходило медленно, оставляя некоторые «земляческие, островки» не втянутыми в общее русло развития центростремительных сил.
Во второй половине XVIII в. оживляется торгово-промышленная деятельность в Среднем Поволжье, Прикамье и Вятской земле. Наряду со старыми торговыми центрами — Казанью, Чебоксарами, Козьмодемьянской, Васильсурском, расположенными на Волжском пути, поднимаются города Вятско-Камского края. Это вызвало необходимость усовершенствования старых и проведение новых торгово-почтовых трактов. В 1782 г. началось строительство «больших столбовых дорог»: Московского тракта — из Вятки на Орлов — Котельнич — Яранск — Санчурск — Козьмодемьянск — Н. Новгород; Казанского тракта — из Вятки на Нолинск — Уржум — Малмыж — Казань; Пермского тракта — из Казани через Арск на Малмыж — Кильмезь — Дебессы—Оханск— Пермь322. Через марийские волости проходили также торговые дороги Уржум — Яранск, Казань — Царевококшайск; Кокшайск—Царевококшайск—Санчурск—Яранск и др.323. Эти важнейшие пути сообщения дополнялись целой сетью сельских межуездных и межволостных дорог, доступных для передвижения значительную часть года.
Таким образом, сухопутные коммуникации, созданные преимущественно по распоряжению властей для провоза транзитных товаров, почты, должностных лиц, для быстрой переброски воинских команд (этому научила крестьянская война под руководством Пугачева), открывали купечеству и скупщикам пути в глубины Марийского края, где всегда имелись люди, остро нуждающиеся в деньгах.для выплаты податей, а поэтому и продающие все, что только было можно из своих припасов и продуктов мелких промыслов. Вся беда состояла в том, что марийские крестьяне были очень бедны, и удовлетворение собственных потребностей в промышленных товарах всегда оставляли на последнем месте.
Все-таки, согласно «Экономическим примечаниям» конца XVIII — начала XIX в., в самостоятельную торговлю втягивались и крестьяне, которые свои продукты сами «отвозят для продажи в разные места по вольной цене»324, главным образом в ближайшие города — Казань, Чебоксары, Царевококшайск, Яранск, Санчурск и др.325. Но, пожалуй, ничто так не вносило оживления в застойную сельскую жизнь, как развитие ярмарочной торговли не только в городах, но и крупных селах326