Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ
Открытое неповиновение властям обычно приводило к поражению марийских крестьян и дальнейшему завинчианшо фискально-полицейского пресса. И хотя народная память о совместных выступлениях против царизма в XVII и XVIII вв.315 сохранялась долгое время, все же в повседневной жизни марийские крестьяне были разобщены друг от друга уже самими условиями их натурального патриархального производства, а общественные интересы их обычно не выходили за рамки сельских «миров».
Но социальная база для развития более широких форм общности даже в масштабе целого народа все же существовала, так как образ жизни, социальное положение и экономические интересы ясачнообязанных (а затем записанных в разряд государственных) марийских крестьян были общими, а поэтому и притягивающими их друг к другу в противовес чуждой им эксплуататорской феодальной администрации. Вспомним в этой связи положение К- Маркса и Ф. Энгельса о том, что «...общественные отношения, в которые вступали индивиды какого-нибудь класса и которые обусловливались их общими интересами против какого-либо другого класса, составляли всегда такую коллективность, к которой эти индивиды принадлежали лишь как средние индивиды, лишь постольку, поскольку они жили в условиях существования своего класса; они находились в этих общественных отношениях не как индивиды, а как члены класса»316.
Соборное уложение 1649 г. закрепило марийцев на положении особого сословного разряда «ясашной черемисы» или, как писалось в переписной книге 1678 г., на положении «ясашных людей, которые живут в Казанском уезде, по указу великого государя». Ясашными были и окружающие русские, и мордва, и чуваши, но во многих документах XVII в. подчеркивается обособленное состояние марийцев, которые, тем самым, представляли собой один сословный «разряд—народ». Внутри этого разряда не было непреодолимых препятствий к переходам с ясака на ясак, из одной волости в другую, к созданию межволосных поселений, заключению смешанных браков и разного рода торгово-обменных сделок.
Однако для создания прочной, разносторонней и постепенно действующей общности марийцев необходимо оыло решительное преодоление «земляческих» перегородок, развитие широкого общения на базе углубления общественного разделения труда, усовершенствование путей сообщения и создание экономических центров с постоянным тяготением к ним не только ближней округи, но и более удаленных местностей с коренным населением. В XVII—XVIII вв. этот процесс только начинался, дав, однако, многообещающие ростки.
Одной из причин, серьезно тормозивших сближение различных групп марийского населения, была их разобщенность, хотя географически они занимали достаточно компактную территорию, преимущественно по левую сторону Волги. В этой связи нелишне заметить, что не сама по себе территория — какая-то часть эйкументы — создает условия для формирования этнической общности. Иное дело, когда речь идет об «этнической территории», плотно заселенной данным народом и с которой неразрывно связана вся его совместная историческая деятельность и повседневное общение в различных направлениях.
Для социально-этнической консолидации любого народа необходимо именно такое «плотное» в территориально-поселенном отношении размещение одноязычного населения, когда и при слабом развитии межрайонного разделения общественного труда устанавливаются коммуникативные цепочки от селения к селению и происходит, казалось бы, малозаметный, взаимообмен — демографический, хозяйственный, культурный, языковый и т. д.