Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СПЕЦИФИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МАРИЙСКОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА
Однако настоящее развитие крупного приволжско-вятского хлебного рынка приходится на время, гораздо более позднее, чем первая четверть XVIII в.255.
Историков народного хозяйства, занятых проблемой формирования общероссийского рынка при феодализме, интересует не только крупный торговый оборот, сосредоточенный в руках верхов российской гостиной сотни и всецело зависимых от них мелких торговых посредников, но и собственно крестьянская торговля и крестьянские промыслы (ремесло, подряды и т. д.), которые по самой экономической сути своей должны были составлять наиболее широкую массовую, хотя и очень дробную, основу действительно всероссийского товарного оборота. Вспомним в этой связи классическое ленинское определение: «...докапиталистическая деревня представляла из себя (с экономической стороны) сеть мелких местных рынков, связывающих крохотные группы мелких производителей, раздробленных и своим обособленным хозяйничаньем, и массой средневековых перегородок между ними, и остатками средневековой зависимости»256.
Увеличение товарности хозяйства марийских крестьян в XVIII в. по сравнению с предшествующим столетием отмечалось в литературе257, но если этот вопрос поставить на строго научную базу, то приходится констатировать, что в распоряжении исследователей нет и вряд ли когда-нибудь будут даже относительно обобщенные статистические данные, которые позволили бы сопоставить степень товарности крестьянского хозяйства и размеры крестьянской торговли марийцев в допетровское, петровское и несколькими десятилетиями более позднее время. Поэтому историки вынуждены прибегать к такого рода соображениям: 1) хорошо известный рост денежных государственных повинностей в первой половине XVIII в. мог происходить только за счет оживления рыночных связей крестьянского хозяйства независимо от того, добровольно или под давлением сложившихся податных обстоятельств крестьянин выступал в качестве продавца своих продуктов; 2) законодательное усиление гонений на свободный крестьянский торг в 30— 40-е годы XVIII в. отражало как раз его возросшее значение, его возросшую и, видимо, довольно успешную конкуренцию с посадским торгом»258. И в самом деле, начиная от введения Соборного Уложения, а особенно в первой половине XVIII в., между торговым посадом и селом идет упорная борьба из-за права сельского населения заниматься свободной торгово-промышленной деятельностью. Уступая крепостникам, развивавшим собственное товарное хозяйство, и купечеству, как огня боявшемуся крестьянской торговой конкуренции, правительство Петра I и его преемников только за первую половину XVIII в. издало около десятка указов, всячески ограничивающих крестьянскую торговлю и промыслы259. Так, по указу 1723 г. большинство торгующих по городам и «в отвоз» крестьян попало в положение людей, сделки которых оказывались «безуказными» и преследовались по закону. Указ 1745 г. разрешал крестьянам торговать на селе только некоторыми товарами, которые были куплены в городах и на ярмарках в лавках, да н то лишь «мелочным числом»260.
Не удивительно, что в крестьянских наказах в Екатерининскую комиссию 1767 г. среди основных экономических требований делался упор и на свободу торгово-промышленных занятий сельских жителей. Правда, знакомясь с наказами, составленными от имени самих марийцев — кокшайских, царевококшайских, различных «дорог» Казанского уезда и яранских старокрещенских волостей, мы не найдем прямых требований относительно разрешения свободной крестьянской торговли. Главная тема этих наказов — земля, от которой марийский народ «все свое пропитание и содержание имеет и чрезто государственные подати», а также тяжесть налогового обложения и неупорядоченность существующих юридических норм.