Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СПЕЦИФИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МАРИЙСКОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА
Городовому положению уездным жителям было предоставлено право беспрепятственно продавать в городах сельскохозяйственные и промышленные товары и покупать все потребное для вывоза в сельскую местность267.
Таким правом пользовалось, конечно, и население Марийского края, однако согласно экономическим обзорам конца XVIII — начала XIX в. внутренний товарный оборот в уездах, населенных марийцами, оставался все же небольшим. Торговля по-прежнему сосредоточивалась в уездных городах, где жило малочисленное местное купечество и ремесленно-торговое мещанство. В 1786 г. в Царевококшайске «купцов первой гильдии один, третьей гильдии восемь, от них объявлено капиталов... всего от всех 18450 рублев. Торги имеют по большей части закупаниями по уезду своему и в ближних к нему уездах меду, воску, хмелю и пушнова товару; купец первой гильдии отпускает воскихмельнаИрбитскую ярманку и в другие города... Третьей гильдии купцы закупаемый ими хлеб, мед, воск, хмель и пушной товар продают в своем городе приезжающим к ним иногородним купцам»268.
К началу XIX в. купеческое сословие Царевококшай-ска стало многочисленнее, а его торговый оборот явно расширился (хотя у нас и нет обсолютных цифровых данных о капиталах и торгах). Об этом можно судить по тому, что в городе «торг производится на каждой неделе по два дни по пятницам и по воскресным дням, на которые съезжаются жители из разных селениев с хлебом рожью, ячменем, пшеницею, гречихою, аржаною и пшеничного мукою, с резною и глиняного посудою. Сверх сего в оном городе ежегодно бывает ярмонка августа 24 числа, называемая Чебоксарка, и продолжается два дни, на которую съезжаются из городов Казани, Цивильска, Чебоксара, Козьмодемьянска, Вятки, Уржума, Яранска и Царевосанчурска купцы, мещане» с различными промышленными товарами.
Местное купечество выступало в роли перекупщиков привозных товаров, которыми оно затем торговало «по мелочи», так как уездный крестьянский спрос на промышленные изделия из-за недостатка денежных средств был ограниченным. Чаще других населением приобретались металлические изделия, «шелковые, бумажные и шерстяные крестьянские товары». Царевококшайские купцы и мещане были не только скупщиками крестьянских сельскохозяйственных продуктов и пушнины, но и сами «занимаются в разведении хмелевых садов, в коем (в пригороде.— К. /С.) их 127». Здешний хмель считался ходким товаром на Ирбитской ярмарке и других местах.
Поставщиками сельских продуктов были «из близ лежащих селений жители (видимо, русские крестьяне.— К. К.) разным хлебом, а черемиса разными звериными кожами, сермяжными сукнами, холстом, овечьей шерстью, телегами, колесами, дехтем, разного мелочною деревянного посудою»271.
Для горномарийского района главным торговым центром оставался г. Кюзьмодемьянск, в котором крестьянами сбывались некоторые съестные припасы, сыромятные кожи, но больше различные изделия из дерева, а купечество предлагало сельскому покупателю русские сукна, шелковые и бумажные платки, набойку, полуситцы, кожаную обувь, металлическую и стеклянную посуду. Однако и здесь по причине бедности крестьянства, предпочитавшего обходиться «домашними рукоделиями», купеческий торг производился «в небольшом количестве»272.
Примерно такой же ассортимент товаров обращался на рынке г. Яранска, бывшего скорее крупным торговым селом (в начале XIX в.— 240 дворов, 87 мужских душ купеческого и 230 мужских душ мещанского сословия). По воскресным дням сюда «приезжают крестьяне из уездов Орловского, Котельнического и Уржумского с хлебом пшеничным, аржаным, овсом, конопляным, льняным семенем, горохом, салом, кожами»273.
Во всех упомянутых городах существовало некоторое ремесло: в Царевококшайске «находятся ремесленники портные русскова крестьянского шитья, чеботари, бронники, серебряники, пешники, кузнецы, кирпишни»274