Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

СПЕЦИФИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МАРИЙСКОГО  КРАЯ В СИСТЕМЕ ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА

. Здесь тоже жили мелкие   торговцы   и ремесленники. Например, «Деревни Вараксины: Фетька Степанов, ремесло за ним — кожевное делает; Алешка Савельев, Ивашко Кузьмин, Дружинка Леонтьев, Влас-ко Григорьев, а торгуют они солью и хмелем и кожами и иными мелкими товары и на иные городы в отъезд с товары ездят; Пашка да Петрунька да Ратька Павловы дети, а ремесло за ними рукавишное; Микифорка Леонтьев, а ремесло за ним кузнешное; Ивашко Василь­ев Санников, а ремесло за ним — делает крашенинное; Терешка Михайлов, а ремесло за ним — кожевное де­лает» 236.

Так и в других 10 подгородных деревнях и починках: кто торгует солью, рыбой, лошадьми, железным укладом, кто держит солодовни, кузнечничает, плотничает, изго­товляет и продает горшки, бочки, колеса и сани. Десять торговых крестьян «в отъезд ездят с товары на иные городы»237. Царевококшайская строельная книга заклю­чает: «И всего в тех деревнях и в починках, что на вы­гонной земле торговых и ремесленных людей тридцать два двора, а в них их, торговых и ремесленных людей, 32 человека. Да у них детей и братьев и племянников 39 человек»238.

Во всей этой торгово-ремесленной деятельности ок­рестные марийские крестьяне, казалось бы, не принима­ли активного участия: согласно строельной книге, «да на той же выгонной земле, на Ноле реке, слобода новокре­щенская служилых новокрещен, а торговых людей и ремесленных в ней нет». Однако связь коренного насе­ления Царевококшайского уезда с местным городским рынком была несомненной, но осуществлялась она, надо полагать, главным образом через посредство скупщиков. Сами крестьяне в качестве продавцов и покупателей на городском рынке появлялись изредка, по мере настоя­тельной нужды в мелком сбыте и, видимо, в еще более мелкой потребительской покупке. Так, установлено, что крестьяне ветлужских волостей прибывали целыми обо­зами со своими продуктами и изделиями в Устюг и, рас­продав их, производили мелкие закупки в рыночных рядах и на площадях. Среди    немногих    продуктов,    о вывозе которых на берега Ветлуги и Унжи упоминают устюжские таможенные книги XVII в., на первом месте была соль239. В Царевококшайский уезд соль поступала из Казани — крупнейшего распределительного соляного рынка в Среднем Поволжье240.

В немногих дошедших до нас документах XVII в. до­статочно ясно раскрывается большая роль скупщиков — основных посредников между патриархально-земледель­ческой марийской деревней и формирующимся област­ным поволжским рынком. Сошлемся здесь на материалы о деятельности васильсурских скупщиков, несомненно связанных с «уездными» горными марийцами. В 1664 г. среди посадских людей г. Васильсурска 35 человек зани­мались местными промыслами и ремеслами, но 10 дво­ров (24 чел.) производили по деревням скупку кресть­янских продуктов и сбывали их в собственных лавках на городском посаде или отвозили в Нижний Новгород и другие города241. Выделяется фигура скупщика Клима Панкратьева: «Промышляет он, ездит по деревням и торшкам и скупает животину, и рыбу, и хлеб, и мед, и воск, и всякую мелочь и с тем товаром ездит в Нижний и в ыные городы и покупает всякие мелочные щепетин-ные    (галантерейные.—/С. К.) товары и продает в Васильгороде, сидит в своей лавке»^Ч

Приведенные выше данные, несмотря на их разроз­ненный характер, все же свидетельствуют о развитии товарного движения в землях, населенных марийцами. Подводя итоги оживлению экономической жизни в Сред­нем Поволжье после постановлений Земского Собора 1649 г. о правах посадского населения, П. П. Смирнов видел в нем отражение начавшегося общественного раз­деления труда между городским и сельским производст­вом. При этом он подчеркивал: «усиливалась их взаим­ная обусловленность и зависимость, основанная на не­обходимом усилении рыночных связей между городом и деревней, без которых ни город, ни село теперь не могли существовать. В селах и деревнях должен был уси­литься спрос на изделия городского ремесла, а городские рынки должны были наполниться сельскохозяйст-венным привозом».

Оглавление