Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СПЕЦИФИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МАРИЙСКОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА
Женщины прядут, ткут, портничают, вышивают холстинное одеяние шерстью собственного своего крашения и проч... Как в домашнем, так и в лесном пчеловодстве весьма они искусны. Производят так же и рыбную ловлю охотно, но к ремесленным работам, к коим российские мужики великую имеют склонность, совсем не пристают» 249.
Именно от указанных хозяйственных занятий марийский крестьянин должен был изыскивать средства в первую очередь на выплату денежной части фискальных повинностей. Н. А. Фирсовым высчитано, что после введения подушной подати для выплаты только за одну мужскую душу бывшая ясачная семья должна была поступиться из собранного урожая 10—11 пудами ржи или более того пудами овса, или 2—3 пудами говядины (несколько менее — баранины) 2б0. Для тех же целей та или иная семья могла предложить в качестве товара мед и воск, хмель, пушнину, кожи, бытовые предметы из дерева («мелочный товар»).
И действительно, именно эти продукты чаще всего оказывались в руках скупщиков, которые, в свою очередь, реализовали их на местных торжках или более крупных рынках. Из нижегородских таможенных книг XVII в. мы узнаем, что нижегородские купцы скупали хлеб для «астраханского отпуску» на различных торжках Среднего Поволжья251. В начале XVIII в. верхи гостиной сотни г. Казани имели «валовые» торги в отъезд, т. е. систематически посылали в разных направлениях свои товары, и часто большими партиями, главным образом кожи (юфть) и сало (говяжье топленое), которые они приобретали в Казани и в других городах, но, видимо, не по деревням, где господствовал мелкий скупщик, а на торгу, куда стекались эти предметы скупки у крестьян. Например, в 1704 г. купцы Караганников из Свияжска' и Игумновы из Чебоксар посылали кожи в Архангельск, скупая их в Чебоксарах и ближайших городах Марийского края — Царевококшайске и Царево-санчурске252.
По состоянию источников и степени исследования вопроса мы не имеем в настоящее время картины торгов и промыслов отдельных средневолжских посадов и Среднего Поволжья в целом. Известным образом о масштабах торга (преимущественно, видимо, некрупного) свидетельствуют те данные первой ревизии, по которым купечества в Нижнем значилось 2239 чел., в Казани — 2028 чел., в Свияжске — 319 чел., в Чебоксарах «купечества и ремесленных» вместе 1037 чел.253. Тем более интересны данные обширной таможенной книги 1720 г. по Макарьеской ярмарке, одним из главных поставщиков которой была Казань. В указанном году казанцы появились на ярмарке с 54 партиями товаров на сумму около 12 тыс. руб., что составляло почти пятую часть всего привоза из «разных городов». Среди этих товаров какая-то часть была первоначально приобретена у марийцев, на что намекает сам состав поступивших товаров: в казанском привозе значилась 21 партия с овчинами, зайцами, лисицей, белками. Это был товар «уездной покупки» или «градской покупки», т. е. торговцы являлись скупщиками, действовавшими на местах (кстати, большинство среди них были татарами). Не гнушались «уездной покупкой» пушнины в основном, видимо, у марийских крестьян-охотников и такие крупные торгаши-воротилы, как казанские купцы Микляев и Пушников 254.
Среди прочих товаров, поступавших на Макарьев-скую ярмарку из Казани и Чебоксар, видное место занимали мед и воск, но что особенно надо отметить — это зерно и мука. В 1720 г. на ярмарку поступило пять крупных хлебных партий из Казани и, кроме того, десять партий, из Мамадыша, из Сарапульского, Кунгурского и Уфимского уездов. Б. Б. Кафенгауз специально подчеркивает, что в этих операциях отразился складывающийся хлебный рынок Поволжья и Приуралья. Скупщики из крестьян и посадских людей скупали хлеб на местах, особенно в то время, когда близились сроки уплаты подати, везли этот хлеб на ярмарку, откуда он отправлялся в центр страны.