Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
В обществе, покоящемся на родовых связях, принцип коллективизма состоял прежде всего в равном обладании сородичами всеми естественными богатствами занимаемой рядом территории, равными возможностями каждого добывать средства к существованию и пользоваться ими на равных началах со всеми. Здесь было естественным по мере нужды организовывать коллективные работы при коллективном распределении их плодов, а также прибегать к помощи сородичей по мере настоятельной нужды в пищевых запасах, при борьбе с лесом, сооружении жилищ, изготовлении средств передвижения, равно как искать их помощи в случае стихийных бедствий и военных действий.
То, что привело к разрушению этого первобытного равенства, стояло отнюдь не в прямой экономической связи с довольно поздним развитием земледельческого хозяйства в северной лесной полосе. Земля, пущенная под агрикультуру, здесь не была единственно важным средством производства, к тому же при обилии никем не занятых лесных площадей здесь, видимо, с самого начала установилось «примитивно-захватное право» пользования землей («вырубленными из дикого леса полянками») без какого бы то ни было стеснения со стороны сородичей. К тому же при кратковременном действии лесной подсеки коллективу родственников трудно было претендовать на какие-либо земельные разделы или переделы. Что же касается присвоения продуктов земледелия, то при его небольших размерах и опять-таки при равных возможностях разрабатывать «новины» для пропитания семейно-брачных пар и их детей, этими продуктами пользовался преимущественно тот, кто их производил. Неимущий по причине неурожая при характерном для лесных жителей натуральном взаимообмене продуктами собственного хозяйства вполне мог прибегнуть к спорадической помощи родственников.
В свете этих выкладок, а за ними стоят действи» тельные патриархальные обычаи северного крестьянства, становится непонятно, о разделе какого «общего родового хозяйства» между патриархальными семьями говорят археологи? При стихийно сложившемся разделении труда в северном земледелии даже в позднюю пору существование отдельно взятой семьи было попросту невозможно без разного рода взаимных «помочей» родственников и просто однодеревенцев-мирян. До поры, пока в лесах было много зверя и дичи, а в водах — рыбы, пока какие-либо предприимчивые хозяева не стали претендовать на преимущественное право опромышливать традиционно неделимые «вопчие» угодья, не могло возникнуть конфликта между самостоятельными семьями сородичей или просто соседей. Весь смысл разрушения родственной солидарности состоял не в прямом разделе «общеродового хозяйства» (наподобие позднейших семейных разделов), а в постепенном, растянувшемся на целую историческую эпоху производственно-потребительском обособлении отдельных патриархальных семей сначала в сфере владения домашним имуществом и припасами (дарами природы), затем в уклонении от обязательной родственной безвозмездной взаимопомощи, наконец, в разделах общих земель и угодий.
Та сфера, в которой действительно очень рано возник конфликт между общеродовым и частно-семейным началами, вызванный кристаллизацией «парцеллярного труда» в качестве основы частного присвоения, была товаропроизводящая сфера, связанная с регулярным обменом между совершенно самостоятельными собственниками. Это был качественно новый этап общественного разделения труда, на котором «обмен вытесняет также и внутри общины первоначальное, стихийно сложившееся разделение труда...». Указанный парцеллярный труд, создающий главные, притом легко собираемые в товарные массы и свободно отчуждаемые ценности, в условиях Поволжья раньше всего развивался в скотоводстве, пушном промысле, металлургии, кузнечестве, ювелирном деле. Большое развитие получил межплеменной и, конечно, внутриплеменной обмен в Волго-Камье в послепьяноборское время. Он был усилен появлением на границах этой области нового этнического элемента (тюркского), связанного регулярными торговыми сношениями с южными странами, предъявлявшими постоянный спрос на северную пушнину. Следами этой ранней оживленной торговли служат все чаще находимые археологами в марийских землях арабские диргемы.
Не беремся судить, в какие именно столетия I тыс. н. э. обнаружилось явственное течение процесса экономического .