Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
«Восточная граница проходила по среднему и нижнему течениям Шешмы с некоторым углублением к северо-востоку по Каме, включая низовья Зая, с юго-востока она проходила по Большому Черемшану. По Волге булгарские земли опускались до пределов Самарской Луки. Значительная часть раннебулгарского населения обитала в Предволжье, занимая компактной массой бассейн среднего течения Свияги от ее левого притока на севере и до пограничных широт современной Татарской АССР и Ульяновской области». Ко времени монголо-татарского завоевания границы Булгарского государства расширились на восток и юго-восток до низовьев Белой я среднего течения Урала, на западе включали нижнее течение Свияги, на севере доходили до Казанки. В пределах Марийской АССР обнаружено небольшое поселение с булгарской гончарной керамикой у д. Мари-Луговая Звениговского р-на, о котором у археологов сложилось мнение, что «оно представляло собой небольшой заимок, может быть, остатки булгарской торговой пристани, и имело большей частью торговое значение».
Совершенно ясно, что на роль социально-политической силы, ускоряющей процесс феодализации Марийского края, Волжская Булгария могла претендовать лишь при условии, что она сама была достаточно развитым феодальным государством, господствовавшим по всему Среднему Поволжью. Подобные мнения действительно высказывались, но в целом проблема социально-экономического строя Волжской Булгарии X—XII вв. остается очень спорной не только из-за недостатка письменных источников, но и по причине различного методологического подхода к данной теме. Характерны, например, такие две несхожие оценки: 1) «Общественный строй Волжской Булгарии X—XII вв., по-видимому, имел много черт восточного деспотического феодального строя, переплетающегося с рабовладением, с одной стороны, и выделением частных феодалов-землевладельцев, — с другой» 2) «... археологические и исторические данные не оставляют сомнения в отнесении волжских булгар к числу государств типа европейского феодализма» с монопольной собственностью частных феодалов и закрепощением крестьян.
Оба мнения исходят скорее из установившихся стереотипов «азиатского» и «европейского» феодализма, нежели из углубленного изучения конкретных источников. Благодаря трудам целого ряда исследователей, наиболее удачно проанализировавших арабские источники, мы узнаем, что, во-первых, в начале X в. собственно булгары еще не имели знаменитых впоследствии городов и вели полукочевой образ жизни, сочетая скотоводческое хозяйство с земледелием; впрочем, некоторая часть населения (небулгарского происхождения?) была оседлой и, вероятно, подчинялась власти булгар-ской кочевой знати; во-вторых, во главе булгарского, видимо, не столь давно сколоченного военно-политического объединения стоял «царь» (хан), претендовавший на абсолютную власть над «князьями» нескольких подчиненных ему племен; верховный хан был окружен знатью — «предводителями», «знатными лицами из жителей его государства»; но авторитарная власть хана сталкивалась с открытым неповиновением «младших» правителей отдельных племен; в-третьих, подданные государства — «простой Народ», «свободные люди» — находились по отношению к верховному правителю в даннических отношениях: по Ибн-Фадлану, «... и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права, кроме лишь того, что они. платят ему от каждого дома шкуру соболя. Если он предложит отряду [войска] [совершить] набег на одну из стран, и он награбит, то он [царь] имеет долю вместе с ними».
Что же общего имеет эта социально-политическая система с мощной восточной деспотией или с крепостническими феодальными государствами Западной Европы? Ровным счетом ничего, если речь идет о конкретном типе сложившегося феодального государства. Прав был в свое время Б. Д.