Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
В нашем же случае имеет место обычное для патриархально-семейного крестьянского быта уважительное отношение младших по возрасту родственников по обеим линиям к старшим. Лингвистически характерная для марийского языка звательная, с оттенком ласкательности, форма обращения со специальными словами с окончаниями на -й к старшим возникла, кажется, под влиянием тюркской речи, в которой указанный порядок соблюдался строго и неукоснительно.
Но какой бы круг лиц марийская терминология родства ни очерчивала, в ней ясно различалось близкое и дальнее родство, что опять-таки не соответствует классическому родовому быту. По-марийски «лышыл-родо— близкое родство: родные дед и бабка в отношении внуков, дяди и тетки в отношении племянников, двоюродные братья и сестры»; тогда как «мундур-родо — дальнее родство: прапрадед и прабабка в отношении праправнуков; двоюродные прадед и прабабка в отношении двоюродных правнуков; троюродные дяди и тетки в отношении двоюродных правнуков; троюродные дяди и тетки в отношении троюродных племянников-племянниц». Известно также выражение «йомшо-родо — утерянное забытое родство; пращуры и дети праправнуков».
Для XIX в. справедлива следующая характеристика уфимских марийцев: «У местных черемис нет особенных видов общежитий родственников (родичей), подчиненных общему главе рода и ведущих свое происхождение от одного родоначальника, нет также селений, в которых бы жили только семьи, родственные друг другу. Но есть селения, в состав которых входит несколько родов, из которых каждый называется именем общего родоначальника». Но и эти слова нельзя понимать в буквальном смысле: здешние «роды» — насыл не были столь уж старыми, ибо их основатели — фактические главы некогда поселившихся в Уфимском крае отдельных семей — были в памяти потомков. Термины насыл, тукым, урлык давно утратили свое первоначальное значение; не только в XIX в., но и много раньше они служили в принципе для того, чтобы очертить больший или меньший круг лиц, считавшихся в родстве, точнее в патрономических связях.
Такие связи поддерживались соседством, совместным культом, преданием о предках и меньше всего реальной хозяйственной взаимопомощью. В еще большей степени условный характер приобретали родственные связи, когда вследствие давних переселений из различных «родовых гнезд» в одном месте собирались семьи, сначала бывшие просто соседями, а через ряд поколений путем сегментации и перекрестных браков оказавшиеся в сложных отношениях «родства по соседству». Подобное явление не следует смешивать с известным в родовом обществе порядком адаптации чужаков, становящихся членами одного производственного и экзогамного коллектива.
Не должны нас вводить в заблуждение и обычные приговоры в мирских записях «горной черемисы» (чувашей и марийцев) XVII в. о переуступлении угодий «сторонним людям» отдельными лицами: «и до тое земли дела нет ни роду моему ни племяни, ни детям моим». Во-первых, сам дух этих документов пронизан частновладельческим отчуждением земель; а, во-вторых, выражение на старорусском языке «роду и племени» могло учитывать претендентов любой возможной степени кровного родства, считая от общего родоначальника, а в данном случае — несомненно самых близких родственников: братьев, дядей и племянников. И действительно, те же мирские записи оговаривают, что в полюбовную сделку не могут вступать «дети мои ч братья меньшие и большие и родственники мои».
Таким образом, историко-этнографические данные, правда, поздней поры, нисколько не подкрепляют «родовую» теорию И. Н. Смирнова и его сторонников. Если бы родовой порядок был характерен для марийцев незадолго до установления господства Казанского ханства, а тем более Московского государства, то живые следы его общинно-родового устройства сохранились бы в XVII—XVIII вв. в каких-либо важных сферах жизни марийцев — в поземельных отношениях между родичами, в более четкой терминологии родовых групп и пр.