Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА

Не следует думать, что родовой строй или его остатки так легко разрушить, если они имеют прочные социаль­но-экономические корни в народных массах. Повторяем, что здесь имеются в виду именно коллективистские социально-экономические проявления, а не сложный счет родственных поколений и семей и их совместные моления и кладбища, которые при патриархальном укладе кре­стьянской жизни могут сохраняться бесконечно долго без какой-либо прямой связи с родовым социальным устройством.

Попытки осветить конкретными данными последний этап существования родового строя в Волго-Вятском междуречье предпринимались и на материалах архео­логии. Начало было положено в 1930-х годах, когда археологи очень увлекались вопросами социально-эконо­мической истории, полагая, что по остаткам    производственного инвентаря, формам поселений и вещному со­держанию древних могильников можно без особого труда определить характер социального строя и срав­нительно точно датировать «переход от матриархата к патриархату», от родового общества к патриархально-семейной общине и т. д.15. На разрозненных археологи­ческих материалах из Марийского края смело теоретизи­ровал М. Г. Худяков, сочинения которого, написанные в духе «нового учения о языке» Н. Я- Марра о «со­циальных стадиях яфетических предков» марийцев, сейчас представляют только чисто историографический интерес.

На более основательной фактологической базе де­лают свои историко-социологические выводы современ­ные археологи, но и последних можно упрекнуть в из­лишней категоричности характеристик, исходящих зачастую не из убедительного материала, а из общей социологической схемы. Накопленные археологические данные по Волго-Вятскому междуречью еще недоста­точны, чтобы иметь полное представление даже о со­стоянии производительных сил, не говоря уже об эконо­мическом строе и формах разнообразных социальных связей здешнего населения в I тыс. н. э.

Известный археолог Поволжья А. X. Халиков пишет: «...с середины I тыс. н. э. начинается эпоха раннего средневековья, сопровождавшаяся в Марийско-Чуваш-ском Поволжье усилением распада первобытнообщин­ного строя. Это время характеризуется заметным раз­витием производительных сил на основе полного гос­подства железных орудий, окончательно вытеснивших бронзовые, постепенного распространения, особенно с VIVII вв., пашенного земледелия и скотоводства, ставших господствующими отраслями хозяйства, и вы­деления отдельных ремесленных производств (особенно кузнечного)».

На основании изучения орудий труда и географиче­ского размещения поселений очевидно только то, что в отмеченное время предки марийцев и прикамско-вятских пермских народов начали по-настоящему «врубаться» в Девственные леса, готовя естественную базу для даль­нейшего подъема сельского хозяйства, соединенного с различными промыслами. О «господствующем» положе­нии пашенного земледелия на достаточно широких пло­щадях в лесном Заволжье уже с VIVII

Оглавление