Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙСКИЙ КРАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И КАЗАНСКОГО ХАНСТВА

В данном случае центр тяготения был один —сама Казань, но обширность земель «луговой» черемисы» и ее явное разделение на территориально-диалектные группы, поддержанное особыми внутригрупповыми этническими связями, а также и чисто практи­ческие потребности наилучшего управления этим насе­лением, поставили казанских государей перед необходи­мостью учредить несколько даруг. Границы их действи­тельно были очень устойчивыми: долгое время после разгрома Казани и основания русской системы уездов население их там, где некогда существовали даруги, переписывалось по «дорогам» и числилось за ними.

Это было обычным для XVII в., но и в 1708 г. упо­минаются «Казанского уезду всех дорог татаровя и иные иноязычники», а к 1771'—1773 гг. относится интерес­нейший пространный документ под названием «Список алфавитный Казанской провинции дворянам и прочим владельцам, и с показанием за кем по которой дороге и в каком именно жительстве состоит мужеска пола крестьян». В основном тексте документа  фигурируют те же пять «дорог». Для точного указания местожитель­ства крестьян и в конце XVIII в. писцы нередко прибе­гали к таким, например, определениям: «... Казанского наместничества Царевококшайский округи Галитской дороги волости Большей Карамас деревни Новый Ка-рамас же».

Одним словом, деление восточных марийских земель на даруги — «дороги» было очень устойчивым, но мы, к сожалению, не имеем никаких данных о переписях здешнего населения при татарском владычестве, а такие переписи, вероятно, производились. Ничего определен­ного не известно и о податях, взимаемых даругами и их уполномоченными с крестьянских общин и отдельных дворов. Писцовая книга Казанского уезда 1603 г. пере-житочно сохранила на этот счет такое частное свиде­тельство: «Да по сказке князь Бакшанды Нурушева и по выпросу тутошних и окольных людей емлет Бакшан-да с волости Нали Кукмор с девяносто з девяти дворов дорогильные пошлины 14 рублев и 18 алтын 2 деньги, да с тех же дворов емлет с свадеб кунишную пош­лину».

В соответствии с общим татарским порядком даруги делились на сотни, из которых каждая охватывала це­лую группу селений. Так, по данным XVII в., приволж­ская Галицкая дорога состояла из 13 сотен». Во главе каждой из них стоял сотник, вероятно, из местных знат­ных людей, но облеченный властью не без ведома хан­ской администрации. «Дорогильные» сотники были тес­но связаны со служилым сословием Казанского ханства, но кормились, видимо, тем, что пользовались какой-то частью «десятинной дани» (ясака), взимаемой ими в пользу ханской казны с подчиненных марийских кресть­ян. Социальное обличие этих сотников рисуется двой­ственным: с одной стороны, они, несомненно, пользуются авторитетом среди своих людей — рядовых общинников и являются для последних представителями опирающей­ся на обычное право и традицию общественной власти (иначе им не удалось бы собирать сравнительно круп­ные ополчения даже тогда, когда под ударами русских рухнуло казанское владычество); с другой стороны, марииские «дорогильные» сотники претендуют на роль не только вождей, но и единовластных распорядителей в сотнях под татарским покровительством и, конечно, не без выгоды для самих себя. Короче говоря, эти сотники были промежуточным, власть имущим слоем между пра­вящей феодальной верхушкой Казанского ханства и простой «черемисой», прямо названной безымянным ка­занским историком «чернью».

Меньшую зависимость от ханской власти испытыва­ли марийцы, расселенные в бассейне Ярани, Б. Кокшаги и Ветлуги, где, как мы знаем, не было ни даруг, ни чет­кого членения на сотни, хотя местная правящая «воло­стная» верхушка и названа русскими источниками при­вычным  термином  «сотники»,  «сотные  князья».  Только в одном случае территориальная единица, расположен­ная, видимо, в бассейне М.  Кокшаги, названа Василу-ков-Беляк. Тюркский термин «беляк» сам по себе при­мечателен: лингвистически он восходит к понятию (группа, отряд, орда), т. е.

Оглавление