Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙСКИЙ КРАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И КАЗАНСКОГО ХАНСТВА
было обусловлено обязательной государственной службой сойюргало-носителя. Тем самым государь сохранял за собой в конечном счете верховную власть над землей и подданными, удерживал вассалов у своего престола и оборонял их всей наличной силой государства от возмущения народных масс, а его вассалы получали возможность без особых осложнений выколачивать необходимые средства из податного населения.
Самые ранние после «Казанского взятия» русские писцовые книги Свияжского уезда 1565—1567 гг. и Казанского уезда 1603 г. показывают, что в этих наиболее важных приволжских районах Казанского ханства населенные земли находились отчасти в непосредственном владении верховного правителя, членов его фамилии и многочисленной татарской аристократии, отчасти же «были изстари татарския и чувашския и мордовский», держатели которых — крестьяне находились на положении плательщиков ясака. На Горной стороне частное землевладение татарских феодалов концентрировалось преимущественно в районе Свияги, т. е. в непосредственной близости к Казани, где при случае легко было укрыться от стихийных крестьянских возмущений и военной опасности со стороны Московской Руси. И, действительно, как только русское войско в 1551 г. подошло к Свияге, здешние «князи и мурзы» татарские оставили на произвол судьбы свои владения и засели «в Казани во осаждении».
Примечательно то обстоятельство, что к западу от Свияги, в чувашских и марийских районах Горной стороны татарские князья и мурзы в качестве землевладельцев в источниках как будто не упоминаются. Возможно, что здесь таких частных феодалов не было вообще, и все податное население находилось в непосредственном ведении ханского фиска, т. е. платило «прямые Исаки». Вопрос о том, иод чьим надзором но уполномочию ханской администрации мог производиться здесь сбор ясака, давно поставлен в исторической литературе. Сошлемся хотя бы на следующее заключение Г. Пере-тятковича: «Казанская аристократия со своими поборами могла относиться не непосредственно к инородцам, а через посредство влиятельных среди них людей, через своего рода аристократию — десятных и сотных князей, которым в свою очередь могли быть предоставлены некоторые права и доходы среди подчиненных инородческих племен». Действительно, на Горной стороне кроме татарских князей и мурз видную роль играли «старейшины и сотники горния черемисы», в другом документе названные «сотными князьями и десятными»86. То, что по своему происхождению они принадлежали к чувашской и марийской знати, хорошо видно, например, из уставной грамоты Ивана IV Казанской земле 1574 г.: «А которые сотники и лутчие люди их волостей»; «А которые горние и луговые люди сотники и лутчия люди...».
Рассматривая эту категорию людей несомненно знатных, облеченных определенной властью над простыми «улусными (волостными)» людьми, важно установить, кем они были по своему статусу: выдвинутыми самим населением общественными предводителями (старейшинами и военными вождями) или специально подобранными Казанью фискально-политическими агентами? В «Очерках истории Марийской АССР» они попросту названы «местными национальными феодалами» без какого бы то ни было обоснования таковой их социальной сущности88. Термин «сотный князь» не должен вводить в заблуждение, ибо русские документы XV— XVI вв. частенько награждали «княжеским» титулом родо-племенных предводителей коренных народов Севера и Сибири. В условиях Поволжья в период казанского правления феодалами можно считать лишь определенное привилегированное сословие, давно порвавшее с на-родоправием (общинным советом) и возвысившееся над «чернью» настолько, что окончательно закрепило состояние личной зависимости крестьян и сосредоточило в своих руках особую принудительную власть по взиманию в свою пользу феодальной ренты, в какой бы форме последняя ни выражалась. Все иные виды социального возвышения над массой рядовых общинников—знатность, богатство, общественное и военное предводительство — сами по себе не являются признаками феодального характера.
Все то, что ранние русские источники сообщают о «князьях» и сотниках горной и луговой черемисы, как раз не позволяет назвать их «национальными феодалами».