Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙСКИЙ КРАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И КАЗАНСКОГО ХАНСТВА

Видимо, если не все марийские земли, то какая-то их часть, — положим, горная и приказанская — разде­лила примерно такую же судьбу, какая выпала на долю лесной Мордовии. В свое время А. А. Кротков обратил внимание на важность для Золотой Орды земель по бас­сейну рек Мокши и Суры: «Эти области, занятые морд­вой, исстари покрытые значительными площадями лесов, не были удобными для кочевого населения Золо­той Орды, имея лишь узкие полосы степных и лесостеп­ных пространств, годных скорее для земледелия, чем для скотоводства. Но для ханов Золотой Орды не были безразличными произведения мордовских земель: хлеб, мед, воск и продукты охоты — меха». Эти ценности золотоордынцы могли получать с поволжского населе­ния как путем простого грабежа, так и путем наложе­ния на него постоянной дани — ясака.

Данническая зависимость со всею неумолимой неиз­бежностью возникала там, где золотоордынские прави­тели имели прочную военно-политическую власть над нетатарским населением. При этом необходимо учесть, что начиная от середины XIII в., со времен правления хана Берке, вполне сложившаяся военно-феодальная организация Золотой Орды опиралась на разветвленную и строго соподчиненную в звеньях систему прямого уп­равления татаро-монгольской знатью (в лице темников, тысячников, сотников и десятников) населением различ­ных областей, разбитых на улусы. Порядок феодальной зависимости был закреплен фискальными переписями всего взрослого мужского населения, превращавшегося тем самым не только в подданных или в спорадических данников, но и в постоянное податное сословие. Под 1257 г. Лаврентьевская летопись отмечает: «Тое же зи­мы приехаша численици, исщетоша всю землю Суждаль-скую и Рязанскую и Муромскую и ставиша десятники, и сотники, и тысящники и темники. Этот текст отно­сится к русским и мордовским землям, но его содержа­ние может быть распространено и на все Среднее По­волжье (хотя бы в правобережной его части). Как раз в это время в Волжской    Булгарии была уничтожена местная вассальная администрация, и область стала управляться непосредственно самим ханом (Берке и его преемниками).

В первой половине XIV в. при хане Узбеке происхо­дит дальнейшее упорядочение власти на  местах. Были образованы области во главе с уполномоченными хана­ми  правителями.   Такой  правитель  носил  монгольский титул «даруга»   (по-русски    «дорога»);    его    основной функцией  было  наблюдение  за  правильным   поступле­нием даней  (ясака)   и исправлением    различных нату­ральных повинностей, а также и общее управление той или иной областью, в свою    очередь,    обозначавшейся термином «даруга». Ко всему прочему, термин «даруга» прилагался не; только к высшим начальникам над взи­манием повинностей в пользу ханской казны, но и к их помощникам, действовавшим в качестве агентов по от­дельным районам, городам и селам: согласно    ярлыку Менгли-Гирея 1453 г., существовали «волосные и город-ные и селные дороги и таможенники». Известны так­же «ясакчи» — сборщики ясака, «каланчи» — сборщики подати с возделанных земель и другие административ­ные лица, которые осуществляли надзор за покоренным населением и выколачивали из него различные поборы и повинности, опираясь на специальные военные отряды служилых татар.

Существует мнение, что во времена золотоордынского владычества в Среднем Поволжье также находились представители ханской администрации — даруги. Прав­да, о них ничего не сказано в сохранившихся докумен­тах XIVXV вв., но полагают, что позднейшие «доро­ги» русских источников, относящихся к истории Казан­ского ханства, представляют «остатки золотоордынских институтов даруг». Как бы то ни было, еще в 1376 г., овладев на время «Казанью» (Булгаром), русское кня-жеское войско поспешило посадить здесь своего «доро­гу и таможенника». Видимо, сделано это было в подра­жание монгольскому обычаю. О «даругах» — «доро­гах» — на Горной стороне Марийского края и в Чува­шии мы ничего не знаем. А вот на Луговой стороне при

Оглавление