Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ВОПРОСЫ ЭТНОГЕНЕЗА МАРИЙСКОГО НАРОДА. ОБ  ИСТОКАХ ФИННО-ПЕРМСКОГО ЭТНОГЕНЕЗА

когда в Среднем Поволжье появляется наиболее ранняя керамика с накольчато-прочерченной орнаментацией, очень напоминающей орнаментику неолитической днеп-ро-донецкой культуры.

В. Ф. Генинг рассматривает последнюю как куль­турную основу этнической общности «волжских прафиннов». Более убедителен взгляд, состоящий в том, что:

1)   днепро-донецкая культура увязывается с субстратомдревней индоевропейской общности (Д. Я. Телегин) и не­посредственного   отношения   к   прафиннам   не   имеет;

2)     появление накольчато-прочерченной керамики вСреднем Поволжье связано с заимствованием керами­ческой техники с юго-запада — от тех же племен днеп-ро-донецкой культуры 16. Кстати, появление в ЗападнойСибири и на Урале в IV тыс. до н. э. своеобразной гре­бенчато-волнистой керамики, типологически чрезвычай­но близкой к приаральской кельтеминарской, такжетрактуется в плане заимствования керамического ис­кусства из Средней Азии 17, а не миграции оттуда пра-финно-угров 18.

Обращаем внимание на эти обстоятельства потому, что формальное вычленение типов керамики из сово­купности всех могущих быть сопоставленными этноге-нетических фактов не проясняет, а осложняет и без то­го сложную проблему финно-пермской этногонии. Рас­пространение в Среднем Поволжье накольчато-прочер­ченной керамики свидетельствует только о том, что ею овладело местное население на пространстве от устья Оки на западе и до Самарской Луки на юге. Может быть, в этой среде и резонно искать этнические группы, имеющие отношение к прафиннам, но явственно на фак­тическом материале этого показать еще нельзя. Только значительно позднее, в III тыс. до н. э., когда выраба­тываются чисто местные и весьма специфические кера­мические традиции, в Среднем Поволжье оформляются две основные культурно-исторические провинции, кото­рые, видимо, перекрывают области расселения древних финно-пермских и неродственных им «волго-окских» группировок.

Было время, когда в финно-угроведении господство­вало мнение о принадлежности культур ямочно-гребенчатого неолита лесной полосы Восточной Европы пред­кам   всех  финно-угорских  или  только  финно-пермских народов. Высказанная впервые Ю. Айлио (1922— 1923гг.), эта точка зрения встретила поддержку со сто­роны археологов А. М. Тальгрена, А. Я. Брюсова, X. А. Моора, Я- О. Янитса и др. В антропологии и этнографии этого взгляда придерживался Н.Н. Чебок-саров. Однако по мере расширения археологических работ в 1960-х годах стало крепнуть убеждение, что среди разнообразных культур европейского неолита волго-окская культура с ямочной керамикой и круглы­ми в плане земляночными жилищами III тыс. до н. э. может рассматриваться как единая, принадлежащая какой-то особой этнолингвистической группировке, в которой трудно усмотреть предков финно-пермских на­родов. Многие исследователи стали разделять предполо­жение, что волго-окский неолит сложился на основе культуры позднемезолитических племен, некогда про­двинувшихся на Оку и Волгу из Верхнего Приднеп­ровья и более западных областей 21.

Оглавление