Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ВОПРОСЫ ЭТНОГЕНЕЗА МАРИЙСКОГО НАРОДА. ОБ  ИСТОКАХ ФИННО-ПЕРМСКОГО ЭТНОГЕНЕЗА

обнаружился по мере образования локальных вариан­тов волосовской культуры, послуживших основой фор­мирования культур второй половины эпохи раннего ме­талла — приказанской, чирковско-сейминской, поздня-ковской и прочих 29.

Но для того, чтобы правильно понять генезис этих комплексов, необходимо учесть сложные изменения в этническом составе, хозяйстве и материальной культуре, имевшие место в Среднем Поволжье во II тыс. до н.э., когда наряду с существованием местного древнефинно-пермского населения с поздненеолитическими тради­циями сюда проникают южные и юго-западные этниче­ские группы скотоводов и земледельцев совершенно иного происхождения: в первой половине II тыс. до н. э. — балановские племена, затем около середины II тыс. до н. э. — абашевские и в последней четверти II тыс. до н. э. — срубные племена.

Очень важен вопрос о том, откуда пришли в Сред­нее Поволжье эти скотоводческо-земледельческие груп­пы, каков генезис их культуры и этноса? Подводя итог исследованиям в данной области, П. Н. Третьяков отме­чает: «В настоящее время собраны значительные ма­териалы, указывающие, что пастушеские племена при­шли в лесную зону из южных восточноевропейских областей, и важнейшим путем их движения с юга на север являлся, по-видимому, бассейн Днепра. Все характер­ные элементы материальной культуры пастушеских пле­мен Верхнего Поднепровья и Поволжья находят себе истоки прежде всего в области лесостепного Нижнего и Среднего Поднепровья и его периферии»30. Среди специалистов, так или иначе подходивших к проблеме происхождения ранних скотоводов юга Восточной Ев­ропы, возрастает уверенность, что существенные этно­культурные изменения в географически очерченной об­ласти были вызваны мощным движением древних индо­европейских племен.

В   Среднем   Поволжье   пришлые   балановцы — ярко выраженные    европеоиды    восточносредиземноморского типа 31 — сначала заняли высокое правобережье от устья р. Суры на западе до р. Свияги на востоке. Судя по большим  размерам  могильников   (Балановский  и дру­гие)  и многочисленности укрепленных поселений  (типа Васильсурского в приустье Суры), балановцы представ­ляли  собой  крупный  этнический   массив,   занявший  в этом  районе,  очень удобном для сельского хозяйства, господствующее положение. Местное финноязычное на­селение было оттеснено в Заволжье. В течение сотен лет балановцы и аборигены жили обособленно, не сме­шиваясь, что, впрочем, не исключало культурного вза­имообмена  между ними.  Возможно, что под  баланов-ским влиянием аборигенные финноязычные группы За­волжья более решительно перешли к медно-бронзовой металлургии и занятию земледелием и скотоводством. Около середины II тыс. до н. э. под сильным давле­нием  новых пришельцев — абашевских племен — бала­новцы вынуждены были совершить новое переселение: частично отойти в бассейн Суры и далее до устья Оки, но в основном уйти в Заволжье, достигнув на востоке бассейна   р.   Вятки   и   Средней   Камы.   Как   полагает А. X. Халиков, балановское население, переместившееся в бассейн р.. Суры, сохраняло свою самобытную куль­туру вплоть до начала I

Оглавление