Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕМАРИЙСКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
Айшийский, Казанский и Марй-Луговской могильники. Однако на обоих городищах никаких примечательных вещей не найдено, а к типу азелинских они причислены но формальному признаку: «по характеру и размерам памятника». В могильниках действительно найдены украшения азелинского типа, но это еще не доказательство, что в них захоронены азелинцы-пермичи. Между прочим, по составу погребений и погребального инвентаря Мари-Луговской могильник настолько сложен (в нем есть даже кочевнические черты), что отнесение его к типично азелинским памятникам вызывает большие сомнения.
В разбираемом, как и во многих других случаях, недостаток фактических данных является, основной причиной поспешных выводов, хотя и делаются они в стремлении хоть как-то объяснить сложное сплетение этного-нического процесса в области Волго-Камья. В определенной степени это критическое замечание относится к этническим характеристикам памятников IX—XI вв., обнаруженных в разных местах современного расселения марийцев.
За последнее время в бассейне Средней Волги стали известны могильники как более ранние (V—VII вв.) — Младший Ахмыловский близ г. Козьмодемьянска и Шор-Уньжинский в Моркинском районе, так и более поздние (IX—XI вв.) — Дубовский, Руткинский и Вы-жумский на левобережье Волги (несколько ниже Ахмы-ловского), Веселовский и Черемисское кладбище в По-ветлужье, Юмский, Кочергинский, Лопьяльский на р. Вятке и ее притоках. Эти памятники дали в совокупности столь богатый материал для характеристики погребального обряда, предметов быта и украшений, что, сопоставив его с материалом средневековых захоронений, археологи обрели твердую уверенность в принадлежности обнаруженных могильников древним марийцам. Жаль только, что, оперируя предметами Ахмы-ловского могильника, археологи снова повторили полюбившуюся им гипотезу: «В середине I тысячелетия н. э. на основе активного смешения позднегородецких и азелйнских племен Завершается складывание основ Древне-марийских племен».
Не говоря уже о столь удаленном от места действительного обитания азелинского населения районе, как Горномарийско-Приветлужское Поволжье, археологи не в состоянии твердо поручиться и за то, что предполагаемый процесс смешения происходил в центре и на востоке Луговой стороны Марийского края. За исключением Кубашевского городища IV—VI вв. со смешанной плоскодонной и круглодонной керамикой, никаких выразительных, с обильным материалом, памятников здесь пока что не обнаружено. Видимо, есть основания предполагать, что в «азелинское» время ветлужские и поволжские предки марийцев только что начали небольшими группами осваивать глубинные места Луговой стороны. Возможно также, что процесс этот был ускорен начавшимся именно тогда сильным нажимом на правобережных марийцев со стороны пришлого «юго-восточного» этнического массива — носителей именьков-ской культуры. Не случайно уже в Младшем Ахмы-ловском и в более позднем Дубовском могильниках появляются черты, не свойственные прежнему финно-пермскому Волго-Камью, — трупосожжение, а также и вещи кочевнического мира.
Вероятно, между V—VII и IX