Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Оценивая достигнутую степень раскрытия поставленной проблемы, автор приходит к убеждению, что все им написанное — это только «первая заявка» на целост­ное научное воспроизведение сложного и противоречи­вого процесса этнической истории марийского народа. В многолетнем исследовании мало еще вовремя поста­вить точку, т. е. подвести определенный итог проделан­ной работе, но главное — увидеть также теоретическую перспективу развития избранной проблемы, что в нема­лой степени вызвано тем, что эвристическое «начало» и «конец» исследования по проблеме этнической ис­тории марийского народа разделены не только длитель­ным временным периодом, но и совпали в их исследо­вательском развитии с общей полосой переориентации советской этнографической науки в сторону последова­тельного применения метода историзма путем преодо­ления одностороннего эмпирико-эволюционистского под­хода к познанию этнических процессов.

Более четверти века назад, когда начиналась наша работа, существовало убеждение, что для раскрытия характерных черт какого-либо народа достаточно кон­статировать само наличие у него тех или иных «само­бытных» особенностей. Этот взгляд постепенно сменял­ся мнением, что в поле зрения этнографа-исследователя должен находиться прежде всего собственно «этнический слой культуры» — преимущественно то, что принято называть традиционно-бытовой культурой. В наши дни этот подход все более развертывается и переходит в но­вую плоскость его понимания. Сошлемся на очень вер­ное заключение академика Ю. В. Бромлея: «При опре­делении конкретного контура этнографических исследо­ваний не следует, разумеется, забывать, что этническая специфика сосредоточена не только в сфере традици­онно-бытовой культуры. Поэтому в предметную область этнографии входят все компоненты этноса, обладающие

в той или иной степени этническим своеобразием; она рассматривает их как целостную систему. В тех слу­чаях, когда в качестве объектов этнографии выступают этносоциальные общности (в первую очередь этносоци­альные организмы), ее особую задачу составляет рас­крытие взаимодействия между их этническими и соб­ственно социальными компонентами» К Автор данной книги всецело принял эту новую ориентацию советской этнографии и стремился следовать ей.

Значительно большее, чем прежде, внимание совре­менной этнографии  к  «базисным»  социально-историче­ским процессам, которые обусловливают собой возник­новение и развитие этнических явлений, еще не обеспе­чивает всей полноты исторического подхода к исследуе­мым этническим объектам как специфическим системам. Надо прямо сказать, что это остается еще «узким ме­стом»   этиоисторических   исследований   на   материалах всего     Волго-Уральского     этнографического     региона. Предметом изучения и посильного обобщения здесь яв­ляются  сменяющие друг друга во  времени  «основные этапы этнической истории» различных народов, причем эти   предполагаемые   этапы   вычленяются   интуитивно, часто в зависимости от наличного материала, который можно   свести   в   некоторые   хронологические   группы. Отсюда  и  получается,  что  в действительности  единый этноисторический процесс, идущий из большой глубины времен до наших дней, оказывается вольно или невольно расчлененным на ряд сменяющих друг друга «этапов» — своего рода эпизодических зарисовок, между которыми нелегко установить  реальную  историческую  и  логиче­скую   связь.   Правда,   известны  попытки   гипотетически «распределить»   наличный   материал   по   общественно-экономическим  формациям,  по  крупным  социально-об­щественным эпохам, по стадиям перехода «от племени к народностям и от народности к нации». Эти попытки по-своему оправданы, но все-таки зачастую они весьма формальны или схематичны. Мы не говорим уже о том,, что  существуют  и  заведомые  трафареты   «этноистори-ческого  процесса»,  переходящие  из  сочинения  в  сочи­нение некоторых поволжских историков и этнографов..

Преодоление этих существенных недостатков есть наша общая научно-исследовательская задача.

Марксистский метод в историографии учит, что нель­зя изображать этническую историю как простую после­довательность различных «этнических состояний», каж­дое из которых и должно быть описано в его отличии от предшествующего и последующего. Поступать так — значит просто идти по стопам этнографов — эволюцио­нистов XIX — первой половины XX

[1]2
Оглавление