Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

в. В противовес этим устарелым взглядам в советской историографии выдви­нут принцип системного историзма, который видит целостный (хотя и протяженный во времени) исторический процесс именно в его целостности, в его специфической системной (структурной, функциональной и генетической) организованности. В оценке философа М. С. Кагана, «системный историзм преодолевает одно­сторонний эмпирико-эволюционистский подход к позна­нию процессов развития, поскольку он оказывается спо­собным выявить не только то, чем отличается каждое данное историческое состояние изучаемого объекта от всех других, но и то, что их связывает, т. е. закономер­ность возникновения данного состояния из предыдущего и закономерность его превращения в последующее. Именно поэтому весь процесс предстает как некая ис­торически развертывающаяся система, как организо­ванное самодержавие»2. В какой-то степени означенный принцип нашел отражение в нашей книге, но в целом этот новый подход еще ждет своего применения в аспек­те многогранной этнической истории народов Среднего Поволжья и Приуралья.

Впрочем, и при накопленных уже знаниях по общей истории этих народов в составе Российского централи­зованного государства можно с уверенностью сказать, что основная системообразующая связь в региональном развитии каждого из этих народов начиная с середины XVI в. во все большей степени определялась их взаи­модействием с системой государственного феодализма и поднимающейся экономикой во всероссийском мас­штабе. Это оказывало соответствующее воздействие и на происходящие внутри каждой поволжской народности

исторические процессы — этнодемографические и хозяй­ственно-экономические,   культурно-бытовые   и   мировоз­зренческие. Этнографы в своих ретроспективных иссле­дованиях обычно проникают не глубже начала XVIII в. (но чаще берут этнографический материал XIX в. и пря­мо  проецируют  его  особенности  на   более  отдаленные времена),  не учитывая того,  что этноистория народов Поволжья XVIXVIII вв. заслуживает особого изуче­ния,   без   которого  действительная   историческая   связь целостных   социально-этнических   процессов    средневе­ковья и нового времени оказывается нарушенной.

Одним словом, выпуская этот свой труд, автор осо­знает, как много предстоит еще сделать и в области накопления фактов «событийной» истории, и в области, системно-генетической интерпретации этих и сопутству­ющих им социально-этнических фактов, прежде чем этническая история народов Волго-Уральского региона предстает перед наукой во всей своей сложности и спе­цифическом многообразии.

1[2]
Оглавление