Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
в. В противовес этим устарелым взглядам в советской историографии выдвинут принцип системного историзма, который видит целостный (хотя и протяженный во времени) исторический процесс именно в его целостности, в его специфической системной (структурной, функциональной и генетической) организованности. В оценке философа М. С. Кагана, «системный историзм преодолевает односторонний эмпирико-эволюционистский подход к познанию процессов развития, поскольку он оказывается способным выявить не только то, чем отличается каждое данное историческое состояние изучаемого объекта от всех других, но и то, что их связывает, т. е. закономерность возникновения данного состояния из предыдущего и закономерность его превращения в последующее. Именно поэтому весь процесс предстает как некая исторически развертывающаяся система, как организованное самодержавие»2. В какой-то степени означенный принцип нашел отражение в нашей книге, но в целом этот новый подход еще ждет своего применения в аспекте многогранной этнической истории народов Среднего Поволжья и Приуралья.
Впрочем, и при накопленных уже знаниях по общей истории этих народов в составе Российского централизованного государства можно с уверенностью сказать, что основная системообразующая связь в региональном развитии каждого из этих народов начиная с середины XVI в. во все большей степени определялась их взаимодействием с системой государственного феодализма и поднимающейся экономикой во всероссийском масштабе. Это оказывало соответствующее воздействие и на происходящие внутри каждой поволжской народности
исторические процессы — этнодемографические и хозяйственно-экономические, культурно-бытовые и мировоззренческие. Этнографы в своих ретроспективных исследованиях обычно проникают не глубже начала XVIII в. (но чаще берут этнографический материал XIX в. и прямо проецируют его особенности на более отдаленные времена), не учитывая того, что этноистория народов Поволжья XVI—XVIII вв. заслуживает особого изучения, без которого действительная историческая связь целостных социально-этнических процессов средневековья и нового времени оказывается нарушенной.
Одним словом, выпуская этот свой труд, автор осознает, как много предстоит еще сделать и в области накопления фактов «событийной» истории, и в области, системно-генетической интерпретации этих и сопутствующих им социально-этнических фактов, прежде чем этническая история народов Волго-Уральского региона предстает перед наукой во всей своей сложности и специфическом многообразии.